В гостях у Pravda.Ru американский сценарист, режиссер, продюсер, преподаватель легендарной New York Film Academy Пол Браун. В числе киноработ сценариста такие сериалы, как "Секретные материалы", "Квантовый скачок", "Сумеречная зона", "Звездный путь". Пол Браун рассказывает о секретах успешности, жизни в Голливуде и страхе перед фильмами о зомби.
Пол Браун — автор более тридцати сценариев, трижды номинант "Эмми" и четырежды "Золотого глобуса". Недавно Нью-Йоркская Академия Киноискусства совместно с Молодежным центром Союза кинематографистов России провела открытую лекцию Пола Брауна по сценарному мастерству. Там-то корреспондент Pravda.Ru и встретился со сценаристом.
— Пол, о чем вы говорили на лекции? Заманивали в Америку и описывали российским студентам все прелести голливудской жизни?
— Если начистоту, я не живу в Голливуде, не представляю Голливуд и не люблю голливудские фильмы. Я люблю великое кино, а оно не только американское. Обычно на таких встречах говорю студентам, если вы можете позволить себе учиться в Нью-Йоркской школе, это хорошо, но вам не обязательно ехать в Америку. Научиться делать мощное, правдивое и человечное кино можно везде.
Нью-Йорк — это всего лишь один путь, который можно выбрать, а можно и не выбрать. Я хочу вспомнить американский фильм, который называется "Общество мертвых поэтов", в этом фильме рассказывается о группе молодых людей, учившихся в начале 60-х годов в очень престижной и консервативной школе. И все, что требовалось от людей, это жить по предписанным правилам, тогда у них будет спокойная жизнь. И вдруг в этот мир пришел новый учитель и сказал такую фразу: "Берите все ото дня". Что это означало?
В жизни всегда есть выбор, либо мы играем по легким правилам, либо мы идем своим личным путем и берем все ото дня. Либо мы проживаем нашу жизнь спокойно, либо мы выходим за заданные рамки, и тот факт, что молодые люди хотят постигать науку разных школ, говорит о том, что российская молодежь хочет быть экстраординарной и выходить за обычные рамки.
В этом нет ничего плохого. Поэтому всем, кто хочет стать сценаристами, продюсерами, актерами, режиссерами, фраза "брать ото дня все" послужит толчком к тому, чтобы сделать жизнь экстраординарной. Но решать все равно каждому самому.
Читайте также: "В шоу-бизнесе каждый сам за себя"
— Как профессионал вы можете кратко сказать, какие истории предпочитает молодое сценарное поколение? К чему проявляет интерес?
- Я был недавно на одном фестивале и просто устал от фильмов про зомби. Спросил студентов, откуда такой интерес к теме? Они мне на это ответили, что фильмы про зомби — это замечательно. Меня такая тенденция очень испугала, потому что у героев должна быть своя философия, а в таких фильмах ее нет и быть не может.
Я говорю своим студентам в Америке: "Вы воспитаны на литературе Шекспира, это английский язык, а на каком языке говорит ваш зомби? Вам совершенно нечего сказать этим языком, о чем будет фильм?"
В России также многие ребята хотят писать фильмы про зомби, я им говорю: "Упаси вас боже!"
Нужны хорошие сильные истории, берущие за душу, в которых мы поймем истинную природу героя, чтобы зрители посмотрели на собственную жизнь и осознали свои заблуждения. Обычно хорошие истории как раз связаны с пробуждением, связаны с пониманием…
Я объясняю, что в процессе написания сценария нужно понять, что наиболее важно, попытаться вытащить свое я, сорвать маску и увидеть истинное лицо. Хочу, чтобы будущие писатели, создавая хорошие истории, помнили обо всех этих субстанциях, поэтому я не люблю фильмы про зомби. И не советую российским студентам браться за такие истории.
— Что еще советуете начинающим сценаристам?
— Постоянно говорю им о том, что не нужно писать нудных сценариев. История всегда должна меняться, а основная ошибка многих сценаристов заключается в том, что они застревают в эмоциональном плане, забывая об актерах, любящих играть настроение. Если ваша история не меняется, она умирает.
И обязательно нужно помнить, что за каждой темной тучей должно выглядывать солнце, символически это означает то, что у каждого человека должна быть надежда. Надежда должна стать философией.
Это, кстати, спасло многих американцев в тяжелые годы депрессии. Учу не идеализировать истории, потому что такие истории не настоящие, работая над историей, нужно помнить, что должны быть изменения. Нужен шок, нужна борьба с обстоятельствами, то, что разбудит зрителя.
Кино — это не развлечение, а своеобразное лекарство, и я говорю студентам, по каким рецептам готовить это лекарство.
Читайте также: "Золушка" под запретом. Она нетолерантна
— Вы учите российских студентов писать хорошие истории, которые можно продать на Запад. А почему за всю историю производства голливудских фильмов мы никогда не видели в титрах русскую фамилию?
- Давайте сначала посмотрим на многолетнюю историю между Америкой и Россией. К счастью, сейчас многое меняется, и я всегда очень оптимистично смотрю на сотрудничество. Конечно, признаю, что есть определенные предрассудки, которые есть у американцев по отношению к русским, но я вижу в этом только потенциал.
Один из ваших студентов недавно выиграл приз, результатом, которого стала совместная работа с актером Кевином Спейси, а сейчас этот парень работает на телевидении в Америке, снимает фильмы для телевидения.
Есть одна русская женщина, она написала пьесу, ее поставили в Нью-Йорке. Это была история ее бабушки, пережившей Вторую мировую войну, и я вас уверяю, это одна из лучших историй.
В жизни часто возникают какие-то возможности, я говорю об этом всегда. Чем характерна американская ментальность? Она нацелена только на позитив, только на будущее, американцы не любят жить прошлым. Тот, кто экстраполирует негатив, тот не преуспевает.
В Америке никого не интересует, какие курсы вы закончили, все упирается в талант, ключевым является только это качество, поэтому профессиональный продюсер или режиссер не может не заметить хороший материал.
Читайте также: Армен Джигарханян: Боюсь выносить страшный приговор
— А вы не боитесь такими лекциями в России, вырастить себе мощную армию конкурентов?
— В мире очень много возможностей, чем больше снимается фильмов, тем больше образованность в обществе (при условии, что это хороший сценарий, хорошая режиссерская работа, хорошая игра).
Не нужно бежать за какой-то иллюзорной голливудской мечтой — сегодня качественное, содержательное кино можно снимать за сущие копейки, была бы интересная история, главное — профессионализм. Дерзайте!