16 января на российские экраны выходит уникальная в своем роде лента: в кадре будет только один актер, который почти весь фильм будет молчать. Фильм называется "Не угаснет надежда". Главную роль в картине сыграл Роберт Редфорд. Режиссер Джей Си Чендор просто и ненавязчиво рассказал историю о превратностях судьбы, одиночестве, утрате и… надежде.
Младшему поколению любителей кино 77-летний Роберт Редфорд известен в меньшей степени, ведь первые его звездные роли приходятся на фильмы "Бутч Кэссиди и Сандэнс Кид" и "Афера", вышедшие в 1969-м 1973 годах соответственно. Однако нельзя сказать, что в 2000-е он бездельничал: многие с удовольствием посмотрели "Шпионские игры" покойного Тони Скотта, в котором в партнеры к нему попал Брэд Питт, или, например, "Последний замок", где попавший в военную тюрьму герой Редфорда противостоит режиму тюремного начальника, сыгранного Джеймсом Гандольфини. В 2007 году Редфорд решился на пятилетний перерыв, вернулся в 2012 в "Львах для ягнят" и вот теперь исполнил единственную роль в картине режиссера и сценариста Джея Си Чендора "Не угаснет надежда".
В сценарии стандартного фильма обычно не меньше сотни страниц. Джей Си Чендор уложился в 30, что, в общем-то, не удивительно: в этом фильме нет диалогов, все действие развивается исключительно в океане, а в качестве декораций понадобилось три одинаковых яхты — и все.
Продюсер фильма Нил Додсон сначала даже не поверил, что небольшая стопка листов, полученная им от Чендора, является готовым сценарием, и спросил, когда тот принесет ему все остальное.
Читайте также: "47 ронинов": Жестокая сказка о верности
Кто такой этот Чендор, кстати? До фильма "Не угаснет надежда" в его активе была только одна полнометражная работа под названием "Предел риска". Звучит как очередной боевичок со Стивеном Сигалом, не так ли? На деле же это была сложная и глубокая экономическая драма про топ-менеджеров с Уолл-стрит, в которой были задействованы Кевин Спейси, Закари Куинто, Джереми Айронс и другие известные актеры, а сам Чендор получил номинацию на "Оскар" как сценарист. Во многом именно благодаря этому фильму в проект "Не угаснет надежда" удалось пригласить Редфорда: сам мэтр лично общался с Чендором на кинофестивале "Сандэнс", на котором состоялся показ "Предела риска". Редфорд оказался весьма доволен встречей и, получив в итоге столь необычный сценарий, решил принять этот вызов.
Примечательно, что в "Пределе риска" были одни сплошные диалоги. В "Не угаснет надежда" их, повторюсь, нет совсем.
Нельзя сказать, что такой минимализм в кино является чем-то уникальным: иной киновед, покопавшись в истории своего любимого искусства, наверняка найдет немало примеров. Мне же на ум приходят, к примеру, фильмы — противостояния двух характеров, такие как "Игра навылет", или недавний телефильм "Вечерний экспресс "Сансет Лимитед", снятый Томи Ли Джонсом по пьесе Кормака МакКарти. Но в них два героя, а не один. Разумеется, в контексте океанской тематики многие вспомнят "Изгоя" с Томом Хэнксом, в котором его герой невольно превратился в современного Робинзона, оказавшись в результате авиакатастрофы на необитаемом острове.
И тем не менее, предложенный Джеем Си Чендором формат для массового зрителя является все-таки непривычным: герой не просто один, он еще и молчит большую часть времени. Никаких флешбеков, никаких сцен из будущего: только Роберт Редфорд, его маленькая яхта и безграничный океан. Суть картины сводятся к борьбе за выживание, в которую по воле случая (судьбы/злого рока/богов) превращается его увлекательное путешествие.
Читайте также: Паганини — скрипач дьявола
Сказать по правде, большую часть фильма я очень злился, глядя на экран. Еще бы: дело в том, что я ярый противник чрезмерного реализма в кино — создается впечатление, что скоро нам покажут, к примеру, экранизацию поездки жителя Москвы из Митино в Щелково, причем с ним не будет происходить ничего интересного, и люди будут смотреть да нахваливать. В "Не угаснет надежда" мы не узнаем о главном герое ровным счетом ничего — ни имени, ни прошлого, ни убеждений, ни принципов. В какой-то момент нам становится ясно кое-что, но для того, чтобы иметь хоть какие-то представления о персонаже, этого ничтожно мало. И все, что происходит с ним, хоть и является чрезвычайной ситуацией, все равно смотрится слишком обыденно. Скажем так, это стандартная, размеренная, совершенно не киношная чрезвычайная ситуация. Это то, что действительно может произойти с каждым, причем ведет себя главный герой отнюдь не как бывалый путешественник- герой: некоторые его поступки кажутся совершенно нелогичными. Это явно не прошедший через многочисленные штормы морской волк, скорее какой-то успешный бизнесмен в отставке.
Другими словами, почти весь фильм я думал, что описываемая ситуация настолько не выходит за рамки привычного порядка вещей, что кино про нее снимать определенно не следовало. Это как фильм, в котором показывали бы, скажем, не крушение самолета и выживание на необитаемом острове, а достаточно жесткое, но успешное приводнение близко к берегу и не слишком долгое ожидание помощи. В реальной жизни это будет тот еще стресс, но на экране это, по идее, ничего, кроме зевоты, вызвать не способно.
Однако в какой-то момент — пожалуй, уже в самом конце, в последние несколько минут — внезапно становится понятен замысел режиссера: все произошедшее — ярчайшая метафора жизни, и пусть идея, которую я сейчас не буду называть, потому что в этом случае сведу ваше удовольствие от фильма на нет, не слишком нова, это неважно. Чендор показал ее просто и искусно. Наверняка этот парень писал школьные сочинения на одни пятерки, даже если тема, заданная учителем, была паршивее некуда.
Все встает на свои места: и то, почему нам не называют имени главного героя (то есть это может относиться почти к любому), и то, почему он совершает столько ошибок (мало кто из нас бывалый морской волк, знаете), и то, почему в какие-то моменты ситуация, в которую он попал, кажется безвыходной (какое место страх оказаться в таком положении занимает в вашем списке страхов?), и то, почему некоторым его поступкам трудно дать объяснения (часто ли вы повторяли про себя фразу "Зачем, ну зачем я это сделал?").
Читайте также: "Хоббит-2", или Долгая прогулка с гномами
Каждый сценарный элемент оправдывается последними несколькими минутами фильма, точнее, отыгрывается в них. И дело тут совершенно не в актерской игре — конечно, для Редфорда этот фильм был вызовом, но именно за его нетривиальную форму, а не в связи с задачей играть что-то сложное. Дело именно в том послевкусии, которое остается после просмотра, в возможности как следует подумать над увиденным. После просмотра фильма "Не угаснет надежда" многие зрители получат от раздумий такого рода массу удовольствия — мало ли среди нас любителей разложить все по полочкам внутри себя? Для меня это один из главных показателей того, что драма удалась: когда прошел день, а ты все еще продолжаешь размышлять над тем, что тебе довелось посмотреть.
Оригинальное название "All is lost" ("Все пропало" или, например, "Ничего не осталось") наши прокатчики перевели совершенно противоположно по смыслу. И это, как ни странно, сделало ситуацию куда интереснее. Какое название подойдет этому фильму больше? Угасла ли надежда, все ли пропало, есть ли какой-то шанс? Погиб герой Редфорда или нет, в конце-то концов? Уверен, я смог вас заинтриговать достаточно, чтобы вы захотели узнать об этом сами.
Добавлю напоследок, что на днях на вручении премии "Золотой глобус" композитор фильма Алекс Эберт получил заветную статуэтку за музыку к нему.
Читайте самое интересное в рубрике "Культура"