"Сарила": анимационный тур в мир предков

Это и есть Сарила
Фото: AP

Вышедший недавно в российский прокат канадский мультфильм "Сарила: Затерянная земля" не просто снят по мотивам эскимосских легенд — он действительно является замечательным примером точной экранизации мифологии жителей тундры. Перед зрителем предстают картины из давно исчезнувшего прошлого этого северного народа, его быт, культура и мировоззрение.

Следует признать, что в основном современные мультфильмы достаточно далеко ушли от классических народных сказок. Хотя иногда, конечно же, в ленте как-то может обыгрываться сказочный сюжет, однако он служит лишь красочным обрамлением рассказа о вполне современной проблеме. Для примера можно вспомнить картину "Рапунцель: Запутанная история" (Tangled), снятый режиссерами Натаном Грено и Байроном Ховардом по мотивам одноименной сказки братьев Гримм в 2010 году — в этой внешне сказочной истории рассматриваются проблемы взросления детей не той эпохи, в которой жили эти великие собиратели фольклора, а вполне современного мира.

Тоже можно сказать и о мультфильме "Храбрая сердцем" (Brave, 2012 год), который был создан на студии "Pixar" — за внешнем антуражем старинной шотландской легенды скрывается современная проблема взаимоотношения отцов и детей, которой просто не существовало в древней Шотландии в таком виде. И это при том, что сначала создатели мультфильма хотели просто снять волшебную сказку! Однако этого не получилось — современная действительность все же ворвалась в мультфильм, хотя от этого он, с моей точки зрения, только выиграл.

Однако из этого правила все же есть и исключения — например, это так называемые "этномультфильмы", вроде "Братца медвежонка" (2003 год, Walt Disney Feature Animation) и "Спирит: Душа прерий" (2002 год, DreamWorks Animation). К таковым относится и вышедший недавно в российский прокат канадский мультфильм режиссера Нэнси Севард "Сарила: Затерянная земля" (The legend of Sarila). Эта лента не просто снята по мотивам эскимосских легенд — она действительно является замечательным примером точной экранизации мифологии этого замечательного северного народа. В "Сариле" нет места современной действительности и ее проблемам — создатели картины детально реконструировали и показали зрителям жизнь эскимосов, причем такой, какой она была еще в позапрошлом столетии (об этой датировке напоминает архаичное ружье фирмы "Винчестер", которым владеет вождь племени).

Читайте также: В России сняли фильм о марийских зомби

Маркусси с духом-помощником
Фото: AP

Начинается все с того, что Крулик (его озвучивает Кристофер Пламмер) шаман некоего маленького племени, заключает договор с Тунгалуком, мрачным божеством зимы и полярной ночи (который во всех эскимосских легендах ассоциируется с враждебной для людей силой). Это вызывает гнев богини Седны, хозяйки морей и покровительнице животных, которая объявляет Крулику, что после этого его народ вымрет. Ну, а поскольку у Седны никогда слова с делами не расходятся, то вскоре из того места, где живет племя, исчезают все животные и начинается голод.

Крулик никак не может повлиять на ситуацию, поскольку Седна его больше не слушает. Тогда старая женщина-целительница Сейя вспоминает легенду о Сариле — затерянной между льдов земле, где всегда царит вечное лето, всего в изобилии, и где обитают боги. Однако найти путь в Сарилу может не всякий, а лишь тот, кто чист сердцем. И тут выясняется, что в племени таковыми являются трое — сын вождя Путулик, его невеста Апик и юноша-сирота по имени Маркусси. И вот эта дружная троица для того, чтобы спасти свой народ, отправляется на поиски загадочной Сарилы.

Следует заметить, что эти трое энтузиастов по характерам сильно отличаются друг от друга. Представитель эскимосской "золотой молодежи" Путулик весьма самоуверен и честолюбив — однако он надежный товарищ, хороший охотник и не лишен чувства юмора. Несколько инфантильная и романтичная Апик, из-за любознательности и даже бестолковости которой друзья часто попадают в серьезные переделки, имеет стандартный для молодых девушек эпохи родового строя внутренний конфликт — она была с детства помолвлена с Путуликом, и должна выйти за него замуж по обычаям племени, однако ее сердце все-таки отдано Маркусси, который является, пожалуй, самым интересным и необычным персонажем для современного зрителя.

Дело в том, что Маркусси имеет ярко выраженные способности шамана — он видит духов, умеет разговаривать с животными и имеет власть над неодушевленными предметами. Но если современный человек, обнаружив в себе столь явные "паранормальные" способности, начал бы кричать об этом на каждом углу, то вот Маркусси все это тщательно скрывает. Но почему? Дело в том, что, согласно исследованиям многих этнографов, в том числе и профессора Владимира Германовича Тан-Богораза, крупнейшего специалиста по культуре народов Севера, эскимосы (да и представители других народов тундры) вовсе не хотели становиться шаманами — для них этот дар был сродни проклятию.

И их можно было понять — ведь шаман постоянно рисковал собственным здоровьем, общаясь с потусторонними силами и не мог полноценно охотиться и ловить рыбу. Кстати, образ шамана-обманщика, созданный советскими фильмами и анимационными лентами, который дурит соплеменникам головы и богатеет на этом, совершенно неправдоподобен — согласно свидетельствам того же Тан-Богораза, шаманство вовсе не было доходной "профессией", поскольку у жителей Севера просто не было избытка продуктов и вещей, которые они могли бы отдать шаману. Соответственно, Маркусси хорошо знает, что если он станет шаманом, то ему и его сестренке Мипулук придется жить впроголодь — благодарность соотечественников за камлания будет носить не материальный, а скорее, духовный характер.

Однако судьбу не изменить — Маркусси во время путешествия постоянно приходится обращаться к помощи духов (в том числе и богини Седны) для того, чтобы выпутываться из трудных ситуаций и выручать друзей. Более того, только он может как-то противостоять злым духам, стремящимся погубить героев. Но почему эти существа преследуют отважную троицу? Их насылает зловещий Крулик, который стремится уничтожить юного шамана любой ценой — когда-то его сыновья погибли вместе с отцом Маркусси на охоте, и он вбил себе в голову, что именно последний и был повинен в их смерти. Собственно говоря, Крулик и с Тунгалуком-то договор заключил только ради мести, поставив тем самым свои интересы выше племенных (что по законам родового общества совершенно недопустимо).

Но пусть Крулик коварен и хитер, однако все равно история будет иметь счастливый финал. Герои найдут Сарилу, привезут оттуда много дичи и ягод, а Маркусси, осознав свое шаманское призвание, вступит в поединок с Круликом и победит его. После чего договор с Седной возобновится и животные вернутся на места обитания племени. Путулик поймет, что его невеста любит Маркусси и сам разорвет с ней помолвку для того, чтобы не мешать влюбленным воссоединиться. А после этого отправится странствовать — в путешествии он поймет, что для того, чтобы стать вождем, нужно многому научиться, само происхождение здесь ничего не решает.

Вот тут и выясняется один важный момент — путешествие было нужно героем не только для того, чтобы доставить соплеменникам пишу. Оно является отображением одного древнего и практически забытого в современном обществе обряда — инициации. В традиционных племенах через нее должен был пройти каждый, поскольку сущностью этого обряда являлась смерть ребенка и рождение взрослого члена племени. А представлялась инициация чаще всего как путешествие в мир, где обитают предки (собственно говоря, согласно эскимосским легендам, Сарила таковым и является, хотя имеются и другие трактовки этого образа — так, писатель и геолог Владимир Обручев описал ее в романе "Земля Санникова" как реально существующую территорию), которые подвергают неофита испытаниям, в результате чего его детская душа умирает, а взамен рождается взрослая.

Читайте также: Увидеть Землю Санникова — и умереть!

Действительно, во время путешествия в Сарилу не один Путулик, а все герои повзрослели и поняли, что им следует жить не только для себя, на и для племени. Поэтому-то Маркусси и оставил свои детские страхи перед всем, что связано с шаманством и понял, что именно в роли посредника между духами и людьми он сможет принести пользу своему племени. Ну, а Апик наконец-то сделала свой собственный выбор, что, как вы понимаете, является характеристикой именно взрослого человека.

Следует заметить, что весь мир, где живут герои мультфильма, реконструирован с величайшей точностью — на экране мы видим настоящие иглу, каким они были более ста лет тому назад, великолепные заснеженные равнины и таинственных духов, которые словно сошли с эскимосских орнаментов. Но это неудивительно — судя по фамилиям некоторых членов съемочной группы, в создании этой картины принимали участие настоящие эскимосы. Единственный, кто вызывает некоторое удивление, так это Седна — в мультфильме она изображена дружелюбной и даже кокетливой молодой женщиной, похожей на русалку, тогда как эскимосские легенды говорят о ней, как о старухе с хвостом тюленя, моржовыми клыками и скверным характером.

Однако это единственно исключение — в остальном мультфильм "Сарила: Затерянная земля" весьма детально реконструирует прошлое канадских эскимосов, их быт, культуру и мировоззрение. И именно поэтому его и стоит посмотреть — на полтора часа зритель погрузится в таинственный мир древних легенд, который давно уже не существует в действительности…

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"