На широкий экран выходит четвертая экранизация романа "Великий Гэтсби" классика американской литературы Фрэнсиса Скотта Фицджеральда. В отличие от первой — немой, нынешняя снята в 3D. Не будем искать отличия от предыдущих лент (не потому что их нет) и сравнивать исполнителей главных ролей, тем более, что каждый может заняться этим на досуге.
Зрители сами увидят это воочию, если захотят, мы же расскажем о том, что осталось за кадром. Почему идея снять фильм зародилась в России, почему Нью-Йорк 1920-х снимали в Австралии и почему в "эпоху джаза" в саундтреках звучит рэп и хип-хоп. Сценарист, продюсер и режиссер Марк Энтони "Баз" Лурман (Mark Anthony "Baz" Luhrmann) впервые познакомился с этой историей, посмотрев The Great Gatsby в 1974 году в Австралии. Его отец заправлял там автозаправкой и некоторое время кинотеатром. В год появления той оскароносной ленты он был еще 11-летним подростком, а исполнитель роли Гэтсби в его будущем фильме — Леонардо Ди Каприо — только появится на свет.
Идея снять фильм пришла в голову Лурмана только в 2004 году, когда он ехал по заснеженным полям России. "Я только что закончил снимать "Мулен Руж" и отправился на "поиски приключений", — вспоминает Лурман. — Кому-то это может показаться сумасшествием, но я сел в поезд транссибирской магистрали в Пекине, намереваясь пересечь Россию и закончить свое путешествие в Париже. Я спешил к своей жене и новорожденной дочке Лилли".
Баз Лурман прихватил с собой пару аудикассет, одной из которых оказалась книга Фицджеральда. "Я налил вина, выглянул в окошко, оценив унылый сибирский пейзаж, и начал слушать, — продолжает режиссер. — На следующий день я не мог дождаться вечера, чтобы распечатать вторую бутылку вина и закончить книгу. Закончив, я понял три вещи. Во-первых, я так до конца и не понял "Великого Гэтсби". Во-вторых, структурирована книга невероятно компактно. И, в-третьих, в ней чувствуется потенциал для великолепного фильма. Разумеется, не обошлось без сложностей — личная жизнь Ника Каррауэя (персонаж романа, от лица которого ведется повествование — ред.) и его внутренний голос, но в целом — очень кинематографическая книга. Я тогда подумал: "Когда-нибудь я обязательно сниму фильм по этой книге".
Выбор актера на главную роль был вполне предсказуем. С Леонардо Ди Каприо режиссер уже работал на съемках фильма "Ромео+Джульетта" и считал актера своим другом. "Я читал книгу еще в школе и был буквально очарован историей, — говорит Ди Каприо. — Вновь роман попал ко мне в руки, когда Баз прислал мне книгу с припиской: "У меня есть права на экранизацию". Не стану лукавить, перспектива была довольно устрашающей. Это большая ответственность — сниматься в фильме, который снят по одному из величайших романов в истории литературы. Роль такого героя, как Гэтсби, удивительно интересно играть. Мне кажется, он олицетворяет собой американскую мечту, показывает, кем можно стать при желании… и все это он делает из любви к женщине. Но и тут найдется повод для раздумий. Не является ли Дэзи лишь воплощением его мечтаний? Или он действительно любит эту женщину? Гэтсби мне кажется безнадежным романтиком, опустошенной натурой, которая ищет кого-то, кто смог бы наполнить жизнью его существование".
Читайте также: Добро пожаловать в капкан банальности
Роль соседа Джея Гэтсби на Лонг-Айленде и рассказчика истории Ника Каррауэя исполняет один из ближайших друзей Ди Каприо Тоби Магуайр (Tobey Maguire). Отчасти он alter ego ("второе я") писателя — оба ровесники, родившиеся в одном городе (Сан-Пол, штат Миннесота), Фицджеральд попытал счастье в области рекламы, Ник — на расцветающем рынке ценных бумаг, — но, с другой стороны, этот персонаж позволяет автору дистанцироваться от своего героя. "Великим" Гэтсби кажется именно разочаровавшемуся в человечестве Нику. Словно бы опережая его вселенский пессимизм, в начале фильма операторская камера бешено мчится вниз с крыши нью-йоркского небоскреба и останавливается над самой головой прекраснодушного юноши, много ждущего от богатейшего города мира. В отличие от его взгляда, камера оператора фиксирует взгляд Гэтсби либо вдаль на зеленый огонек у дома, где живет его любовь, либо в небо, ввысь. Гэтсби — романтик, Ник — наблюдатель.
"Ему буквально опротивело поведение окружающих, — говорит о своем герое Магуайр. — И это тот же персонаж, который описывает сам себя в начале истории как "человека, чуждого поспешных суждений". По натуре своей он все еще хочет верить этим людям, верить в то доброе, что есть в них. Тем более сильно его разочарование, когда он понимает, что ошибался".
Лурман долго искал актрису на роль Дэзи Бьюкенен — любовь всей короткой жизни Гэтсби. К поискам подключился Ди Каприо. Кандидатурой номер один после первого же прослушивания стала Кэри Маллиган (Carey Mulligan). Лурман говорит: "Лео отметил одну значимую особенность своего героя, сказав: "Я так подумал… У Гэтсби было много красивейших женщин. Кэри тоже очень красива, но ее красота очень необычна. Дэзи должна быть уникальной, такой, какую Гэтсби всем сердцем желал бы защитить".
У Кэри Маллиган такое видение своей героини: "В Дэзи главное — двойственность натуры. С одной стороны, она хочет чувствовать защищенность, быть уверенной в завтрашнем дне и жить в определенном стиле. С другой стороны, она хочет эпической романтики. Она, словно маятник, отклоняется то в одну, то в другую сторону в зависимости от того, какая из них воздействует на нее сильнее. Я бы сказала, что она поверхностна и весьма неоригинальна".
Собрав актерский состав друзей и единомышленников, режиссеру пришлось поломать голову над тем, где снимать Нью-Йорк "золотых 20-х". Нынешняя натура, прямо сказать, не годилась. Творческая группа работала над сценарием в Нью-Йорке, включая несколько вылазок на Лонг-Айленд, однако большую часть фильма снимали в павильонах сиднейской Fox Studios Australia. Особняк Гэтсби получился похожим на французский замок в готическом стиле. Разные его части воссоздали в разных съемочных павильонах и снимали на разных съемочных площадках.
Читайте также: Польская облава на российского зрителя
Дом Бьюкененов построили на самой масштабной площадке в самом большом павильоне австралийской киностудии. Обычно в 3D снимают полные спецэффектов блокбастеры и фантастические ленты, поэтому для одной из первых в истории кино мелодрам, снятой в таком формате, потребовались особенные саундтреки. Как и в случаях с "Ромео+Джульетта" и "Мулен Руж", Лурман взял классическую историю и наполнил ее современной музыкой.
После длительных дискуссий креативная группа решила прибегнуть к хип-хопу, который "вырос" из джаза. К работе над саундтреком привлекли множество именитых исполнителей, включая Брайана Ферри; Florence and the Machine; Лану Дель Рей; лондонскую группу The XX; Ферги; Q Tip и Goon Rock; Коко О. Из группы Quadron; Nero и других. Кроме оригинальных треков в фильме звучат кавер-версии известных чартовых хитов, таких как Love is Blindness (U2) в исполнении Джека Уайта и Эми Уайнхаус Back To Black, которую записали Beyoncé и André 3000.
Читайте самое интересное в рубрике "Культура"