У последнего фильма Китано Такэси "Беспредел", который был снят еще в 2010 году, достаточно непростая судьба. Только весной этого года он смог наконец добраться до России — страны, где очень любят и ценят все творения японского мастера. С 25 апреля поклонники творчества режиссера смогут увидеть эту гангстерскую сагу во всех кинотеатрах страны.
Говорят, что японский режиссер Китано Такэси (именно в таком порядке следует писать его фамилию и имя, поскольку по японской традиции фамилия пишется первой) стал известен всему миру благодаря своим фильмам о бандитах-якудза. Сам гений современного японского кино, тем не менее, так не считает — он неоднократно говорил о том, что "ганстерские" фильмы не являются самыми важными в его творчестве. Однако, не смотря на такие заявления, г-н Китано постоянно возвращается к этой теме. Создается впечатления, что как бы он не хотел распрощаться с якудза, они придерживаются на этот счет совершенно другого мнения и никак не хотят оставить воображение Мастера в покое.
Вот и последний фильм этого режиссера "Акуторейдзи" (это слово весьма точно перевели как "Беспредел"), который успел уже побыть в роли номинанта на Золотую пальмовую ветвь Каннского фестиваля, тоже вроде бы рассказывает о суровых буднях японских мафиози. Сюжет его достаточно прост — председатель могущественного клана по имени Санно-кай дает задание главе семьи Икэмото заполучить территорию семьи Мурасэ. Однако есть одна проблема — Икэмото и Мурасэ являются названными братьями. А раз так, то согласно кодексу чести, принятому, в среде якудза, они не могут враждовать. В итоге перед Икэмото возникает дилемма — ему придется или предать своего брата, или нарушить приказ своего "крестного отца". Причем если во втором случае он просто расстанется со своей жизнью, то в первом урон будет нанесен чести главаря клана, что куда хуже, нежели обычная смерть.
Читайте также: Японские родственники "Братьев Карамазовых"
И вот, для того, что бы избежать щекотливой ситуации, босс Икэмото использует в качестве ударной группы меньшую по численности и влиянию семью Отомо (главу этой семьи играет сам Китано), чтобы и выбить своего побратима Мурасэ с его территории, и самому при этом не "потерять лицо". Отомо и его ребята, у которых перед Муоасэ нет никаких обязательств, энергично берутся за дело, но вдруг выясняется… что такие понятия как честь, верность и преданность в среде якудза уже давно превратились в пустой звук. Ликвидировав банду Мурасэ, а потом прикончив и потерявшего все-таки свое лицо Икэмото, Отомо и его подручные сами превратились из охотников в добычу. Теперь Санно-кай ликвидирует их поодиночке руками головорезов Одзавы — еще одного второстепенного якудзы, который спит и видит во сне, как бы занять территории Икэмото, Мурасэ и Отомо.
Члены клана Отомо, воспитанные в лучших традициях "старой школы" якудза, отважно принимают вызов, хотя понимают, что никаких шансов у них нет. Они защищаются с поистине самурайским презрением к смерти и, но все равно их медленно, но верно истребляют — слишком уж не равны силы. В конце-концов отчаявшийся и разочаровавшийся во всем Отомо сдается властям, однако и это не спасает его — там он принимает смерть от выжившего гангстера из уничтоженного ранее клана Мурасэ, руку которого направлял все тат же зловещий председатель Санно-кай. Однако и он не долго радуется тому, что все завершилось благополучно — его незаметный подручный Като убивает поправшего кодекс чести якудза председателя и сам занимает него место. Отсюда мораль: тот, кто начал беспредел, в конце концов сам станет его жертвой.
Итак, на первый взгляд, перед нами совершенно обычная гангстерская драма. Однако, если посмотреть на последний фильм Китано глубже, то сразу становится понятно, что гангстеры тут совершенно не при чем — они лишь фон и не более того. Великий Мастер современного японского кино снял свою картину не о якудза, а о процессе разрушения традиционных норм морали в современном обществе. В принципе, на месте лихих японских "братков" вполне могли бы быть сотрудники офиса крупной компании или студенты и преподаватели абстрактного университета — на смысл фильма подобное никак не повлияло бы. Потому что задача режиссера состояла не в том, что бы романтизировать или наоборот, очернить бандитов, а в том, что бы показать,чтоморальявляетсяединственнойсилой,цементирующейобщество.Иеслионаисчезает,токонец один — война всех против каждого (и каждого против всех, разумеется) без всякого шанса на выживание.
Читайте также: Энтропия — вариации на тему современной жизни
Но почему Китано для того, чтобы рассказать эту историю, все-таки сделал главными героями именно якудза? Скорее всего, совсем не из-за того, что, по собственному признанию Мастера, они нравились ему еще с детских лет. Просто преступные группировки интересны тем, что они достаточно консервативны в том, что касается морали — в криминальной среде иногда долго сохраняются самые архаичные элементы общественных отношений. А что касается конкретно якудза, то именно они долгое время сохраняли традиционную японскую мораль, воспевающую верность господину, беспрекословное подчинение младших старшим и нерушимость семейных уз.
Получается, что если и гангстеры стали пренебрегать этим, то дело уже совсем плохо — современное японское общество, оставшееся без своей основы, обречено на распад. Впрочем, почему только японское — творения Китано ведь давно уже вышли за рамки сокровищ национальной культуры. Можно сказать, что режиссер проанализировал процессы, которые идут в современном мире и сделал однозначный и безапелляционный вывод — такой мир обязательно разрушит сам себя. Когда жажда власти и денег заставляет забывать о моральных принципах, то люди перестают доверять друг другу. А раз так, то любое общество превращается всего лишь в сумму индивидуумов, с наслаждением убивающих друг друга ради эфемерной выгоды.
Читайте также: Сказка о том, как у киллера проснулась совесть
Впрочем, традиционный японский колорит в "Беспределе" все же присутствует — как и прежде г-н Китано уделяет больше внимания не репликам персонажей, а паузам между ними. Таким образом он подчеркивает связь его творения с пьесами традиционного театра "Но", в котором важнее были не слова актеров, а то, что происходило в паузах. Этот метод, когда в пьесе оставались некие "пустоты" давал возможность зрителю самому заполнить их, а режиссура и игра актеров не довлела над восприятием самого произведения искусства. Китано же, следуя традиции, достаточно часто использует этот прием и весьма успешно — в итоге каждый его фильм представляет собой не напыщенный монолог режиссера, а его тонкий и остроумный диалог со зрителями. И "Беспредел" в этом отношении — отнюдь не исключение.
Несмотря на то, что эти самые паузы между репликами оказываются в основном заполнены сценами насилия, фильм вовсе не производит впечатление слишком жестокого. Мастер и здесь оказывается верен своему принципу, о котором он когда-то сам и говорил: "я снимаю насилие лишь для того, что бы заставить аудиторию почувствовать реальную боль и сострадание". Глядя на отрубленные пальцы, дырки от пулевых ранений и изрезанные лица, ощущаешь не страх, а скорее жалость. Таким образом, "Беспредел" вовсе не культивирует жесткое отношение к человеку (как некоторые американские и отечественные боевики), а делает зрителям хорошую "прививку" от любых форм насилия (кстати, подобный прием использовали многие советские режиссеры, снимавшие фильмы о Великой Отечественной войне).
Есть в "Беспределе" и комедийные эпизоды — например, сцена, в которой якудза шантажируют посла одной африканской страны. Чтобы напугать его, остроумные гангстеры запускают ему питона в ванную комнату, которого посол, совершенно не разбирающийся в змеях, принимает за ядовитого гада. Вообще, даже в суровом мире якудза всегда найдется место юмору — пусть даже и своеобразному. Именно из-за этого зритель воспринимает японских "братков" не как исчадие ада, а как вполне живых людей, и в результате их переживания становятся ему куда ближе.
Читайте также: Приговор человечеству обжалованию не подлежит
Итак, как видите, последнее творение японского режиссера Китано Такэси весьма и весьма многогранно. Автор еще раз подтвердил то, что является самым глубоким, непредсказуемым и оригинальным режиссером японского кинематографа. Не переставая одновременно быть еще и талантливым актером, и просто добрым и мудрым человеком…
Читайте самое интересное в рубрике "Культура"