Сталин - покровитель всех влюбленных

"Человека надо заставлять быть свободным. Свобода — это больно", — утверждает в фильме "Киногид извращенца: Идеология" самый популярный и цитируемый современный философ Славой Жижек. 25 апреля эта документальная лента выходит в российский кинопрокат. К сожалению, в настоящее время Славой Жижек болеет и не сможет присутствовать на премьере.

Эта вторая совместная работа Славоя Жижека (Slavoj Žižek) и режиссера Софи Файнс (Sophie Fiennes), снятая через 6 лет после первого фильма "Киногид извращенца". Между двумя лентами много общего: в новой Жижек снова дает свою интерпретацию шедеврам мирового кинематографа. На этот раз философ посвятил несколько слов божественному покровителю всех влюбленных — товарищу Сталину. Именно таким "вождя всех народов" увидел Жижек в советской киноэпопее "Падение Берлина", снятой в 1949 году.

Когда Михаил Геловани в гриме Сталина спускается с трапа самолета в поверженном Берлине, соединяется пара влюбленных, потерявших друг друга в начале войны. Сталевар Алексей Иванов в форме советского солдата находится среди толпы встречающих, сначала он видит вождя, а потом замечает свою невесту Наташу. Пожалуй, с интерпретацией Жижека можно согласиться. Точно также, как и с его замечанием по поводу вырезанных при Хрущеве сцен, на которых был заснят актер в роли — к тому времени уже "врага народа" — Берия.

Справедливо, видимо, замечание философа и насчет боязни Сталина летать на самолете. За всю свою жизнь генералиссимус поднялся в воздух лишь один раз, чтобы прилететь на конференцию в Тегеран. Об этом Жижек может и не знать, но он промолчал о том, что Сталин не появлялся так вот запросто в гуще обожавшего его народа. Маячила ли на мавзолее фигура генсека или это были двойники — об этом до сих пор спорят историки. А кадры с подлинным Сталиным, возможно, снимали на оцепленной Красной площади или даже в павильоне киностудии "Мосфильм".

В интерпретации идеологии нацизма, которую Жижек (видно, по советской исторической традиции) продолжает называть фашизмом, он нисколько не оригинален, когда говорит, что "фашизм, в своей основе, явился консервативной революцией". Жижек, может, и хороший психоаналитик, но бездарный историк. Чтобы не углубляться в перипетии вопросов, почему нацисты противопоставляли себя всей остальной "консервативной революции" и, в конце концов, почему именно они одни сумели выдвинуться из прочих групп "фёлькиш" (völkisch), которых насчитывалась добрая дюжина, приведем один анекдот.

Читайте также: Маньяки, Гитлер и желтая пресса

На вопрос, что такое парадокс, гражданин Третьего рейха отвечал: "Это когда канцлером германского рейха становится австриец в американской униформе и с итальянским приветствием". Примечание: рейхсканцлер Гитлер родился в Австрии, поднятая вверх рука (нацистское или гитлеровское приветствие было заимствовано от итальянских фашистов, которые подметили его в Древнем Риме), а униформу для штурмовиков (СА) и СС разрабатывали дизайнеры знаменитой Высшей школы строительства и художественного конструирования "Баухауз" (Bauhaus), почти поголовно эмигрировавших в США.

Зато другие интеллектуальные посылы Жижека, обращенные в афоризмы, просто безупречны. Приведем два: "Капитализм постоянно пребывает в кризисе. Именно из-за этого он кажется практически неуничтожимым" и "Главный урок психоанализа и художественного кино: мы в ответе за свои мечты".

"Идеология, — говорит Жижек, — это неотъемлемая часть нашей обыденной жизни. Мы не занимаемся пропагандой. Мы хотим заставить людей думать. Фильм предлагает нам понять, где мы сейчас находимся". Вот за это и надо быть благодарными авторам фильма "Киногид извращенца: Идеология". Собственно, у Жижека идеология оборачивается ее противоположностью. Христианство — самой атеистической религией, фраза Достоевского искажена Жаном-Полем Сартром, блокбастер "Титаник" своей подоплекой имеет "голливудский марксизм", фильмы "Цельнометаллическая оболочка" и "Если" объясняют пытки в американской тюрьме Абу Грэйб, рок-группа Rammstein борется с фашизмом, используя нацистский фетиш в качестве сексуального.

Так, знаменитая бетховенская "Ода к радости" — An die Freude — несколько десятилетий использовалась в качестве гимна двух немецких государств ГДР и ФРГ во время награждения спортсменов на Олимпийских играх. Когда немецкие олимпийцы поднимались на пьедестал, то вместо национальных гимнов двух государств с разными идеологическими системами звучала одна и та же мелодия. "Ода к радости", ставшая гимном Евросоюза, была любима в нацистской Германии, в СССР, на Кубе, а также в странах с самыми одиозными политическими режимами. В маоистском Китае, где во время "культурной революции" западная музыка была запрещена в принципе, только "Ода" Бетховена исполнялась в качестве примера прогрессивной музыки.

Читайте также: "Мой фильм о Сталинграде дискредитировали"

Однажды Жижек высказался в том смысле, что "философы опаснее воров. Например, вор крадет, но он уважает частную собственность. Он просто хочет немножко ее перераспределить, чтобы ему отпал лакомый кусочек. А Маркс предлагает отказаться от частной собственности вообще". Задумайтесь, зачем опасный вор Жижек хочет лишить человечество идеологии? Мысль не совсем здравая, поскольку это никогда не произойдет. Отдельные индивиды будут время от времени пытаться, но основная масса — далека от этих изысков люблянского любомудра.

"Все самые тяжелые обязанности лежали на Софи, — так прокомментировал процесс создания "Киногида извращенца: Идеология" Славой Жижек. — У меня была легкая работа. Хотя она не философ по профессии, она не только понимала, о чем я говорю, но и транслировала это визуально. Единственное, что мне не понравилось — это опыт актерства. Эти репетиции, постоянное "еще раз, еще раз". Для меня это было ужасно. Все остальное было смешно. Но актером я не буду никогда".

Несколько слов нужно обязательно сказать о режиссере "Киногида" Софи Файнс. Дочь фотографа Марка Файнса и писательницы и художницы Джини Файнс, сестра знаменитых британских актеров Ральфа и Джозефа Файнсов. В течение 5 лет, с 1987 по 1992 гг., она ассистировала Питеру Гринуэю. В 1999 году сняла свой первый короткометражный фильм "Ларс по пунктам" (Lars from 1-10), в котором Ларс фон Триер объясняет зрителям принципы своей ДОГМЫ-95. Работала на телевидении. Снялась в эпизодической роли в фильме "Онегин" (Onegin, 1999). Первым полнометражным неигровым фильмом стала картина Hoover Street Revival (2002), посвященная госпел-музыке в южном Лос-Анджелесе. Широко известна за свое умение наблюдать и за сильное чувство кинематографической формы. Ее фильмы стали яркими портретами самых выдающихся персонажей нашего времени. Фильмы Файнс были в программах различных фестивалей, включая Канны, Санденс, Теллурид, Локарно, Торонто, Роттердам, Эдинбург, Сидней и Лондон.

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"