ХХ век кончился с падением СССР: у наступающего глобализма не осталось препятствий. А телевидение начало выполнять функции социального наркотика, заменяя реальность нарисованной картинкой, сладкой или ужасной — кому что по вкусу. Об этой драме в человеческих судьбах и судьбе планеты — фильм немецких кинематографистов, снятый на стыке эпох.
Современный мир — это громадное предприятие по уничтожению и ломке, по умственному и духовному уничтожению, которое использует при этом инструментарий средневекового духовного путешествия.
Мы помним, что фильм "Гудбай, Ленин" (Ред. — Германия, 2003 г., режиссер: Вольфганг Беккер, актеры: Флориан Лукас, Даниэль Брюль, Чулпан Хаматова и др.) задумывался авторами как традикомедия о переходе от коммунизма к либерализму, из Германии Восточной к Германии Западной, или, скорее, о том, как Германия пошла наперекосяк.
Героиня фильма впадает в кому, а её заботливый сын вместе с приятелем, мастером на все руки, после пробуждения заставляют её поверить, что она всё ещё живет в своём маленьком коммунистическом мире, чтобы она снова не впала в беспамятство от ужасной действительности, ведь мать была хорошей коммунисткой.
Я много путешествовал по коммунистическим странам (когда таковые еще существовали) и я должен признать, что при деталях повседневной жизни, которые просто приводили в отчаяние (опять-таки, не везде), большинство людей там были обаятельны и очень солидарны и сплочены.
Особенно мне памятна Румыния времен Чаушеску, в которой многие люди свободно говорили на французском, были любителями и знатоками французской культуры. В истории такое случается не в первый раз, когда плохая экономическая и политическая система производит хороших людей. А наша собственная становится всё хуже да хуже: капиталистическая глобализированная система коверкает и разлагает все больше и больше людей.
Читайте также: Эра паранойи: "охота на ведьм" в США
Но это не главная тема моей статьи. Тема же — это фильм "Гудбай, Ленин", фильм, который не поняли, потому что искали то, чего в нём не было. Что же просматривается в нём очень чётко? Это не впавшее в кому население, а это телевидение. Проблема не то, что видит мать, проблема в том, что мать смотрит телевизор. И телевидение не замещает реальность, телевидение и есть реальность. Сын (его играет превосходный Даниэль Брюль) хочет для матери продлить коммунизм, однако при этом он устанавливает матричное царство западных СМИ. Мать молодого человека — уроженка Восточной Германии, она может увидеть то, что увидит позднее из собственного окна: Coca-Cola, вьетнамские иммигранты, разбросанная по Берлину беспорядочными кучами мебель. Но она не поймёт всего этого, потому что она только смотрит телевизор.
Телевизор — это как фальшивый пародийный священник, телевизор по-своему, словно преступный пастор, истолковывает для нее (или для нас?) реальность. Телевизор — это её дистанционное командование. Комментатор, её сын или диктор, объясняет для неё все вздорные видения, которые она может видеть вокруг, и она всему верит.
Телевидение входит в привычку и для нашего блага искривляет реальность. Поэтому меня всегда очаровывают ролики "No comment" на канале Euronews — это не комментируемые образы, которые в конечном итоге освобождают нас от толкований, посредничества и лжи. К сожалению, у зрителя нет такой смелости, ему просто необходим комментарий, который одинаков по всему миру. Заткни комментатору рот и это освободило бы зрителя от отчуждённого отношения к реальности. Это освободило бы его от великих священнодеятелей, которые объясняют нам всё наперекосяк, начиная, думаю, с 1830 (вспомните Бальзака, Эдгара По, Толстого и их понимание грубой роли массовой прессы). Итак, мир превращается в бессмысленную историю, полную шуму и ярости, рассказанную идиотом.
Потому говорю им притчами, что они видя не видят,
и слыша не слышат, и не разумеют…
Итак, мать просыпается и вбирает, проглатывает всё, подобно среднестатистическому телезрителю, такому, который верит, что Ассад убивал сирийцев, что Бернанке спас мир (Ред. — (Бен Шалом Берна́нке, американский экономист, председатель совета управляющих Федеральной резервной системы США), что Goldman Sachs заботится о нём, что открытие границ — это настоящее благословение, что иммиграция — шанс для Франции, что Онни знает, о чем думает Мали, что правительство из кожи вон лезет для его блага, и что в следующий раз оно больше постарается, избрав Коппэ, Фийона и еще не знаю кого. И не забудем атомную опасность в Японии, которая спровоцировала три Хиросимы и глобальное потепление после трёх ужасных зим!
Читайте также: "Русские придурки" оккупировали Голливуд
Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать
тайны Царствия Небесного, а им не дано…
Итак, мать покидает наивную ложь коммунизма, чтобы войти в полную обмана эру сбившейся с пути глобализации, тщетно обличаемой мириадами писателей как правого, так и левого толка. О коммунизме никто не строил себе иллюзий, а о нашем обществе…. Вот настоящее доказательство того, что давление матрицы СМИ на самом деле довольно сильное (или мы прямо окажемся в раю!). Это объяснил Дэбор:
Абсолютная власть гораздо более радикально уничтожает историю, и создает себе более империальные заботы и обязанности, и особенно — согласно находимой ею практической простоте их реализации… С новейшими средствами интегрированная зрелищность появляется как нельзя кстати, и действует она по всему миру. Глупость уважается повсюду, и более нет позволения смеяться над нею; в любом случае, стало совершенно невозможно заставить людей понять, что над ними смеются.
Вспомните о Бен-Ладене: невидимый в день взрывов, невидимый в день собственной смерти, несуществующий в собственной жизни, как и в смерти. Но вездесущий в средствах массовой информации, существо, приведенное к жизни при помощи СМИ в красочной зрелищности, во всем своем величии. Этот лемур конспиративных медиасредств заменит собою все возможные берлинские стены. Но я умолкаю, политики по конспирации заставит меня замолчать.
Фильм "Гудбай, Ленин" хорошо кончается — как и наш современный мир. Мать умирает, и её пепел развеивают с крыш среди леса телевизионных антенн. И кто упрекнёт меня в том, что я заикнусь о барокко?
Женщина взирала на комедиантов
с хмурой неподвижностью отупения,
явно не отдавая себе отчета в том,
что она видела. "Капитан Фракас".
Читайте самое интересное в рубрике "Культура"