Двадцать лет назад на экраны кинотеатров вышла блистательная комедия "Пришельцы". Казалось бы, обычная популярная комедия о незадачливом графе Годфруа де Монмирае и его верном слуге, которые по ошибке волшебника попадают в 90-е годы ХХ века. Но не все так просто… Авторы фильма просто и изящно высмеивают современную цивилизацию и прочие моменты.
Тема "Пришельцев" позволит мне затронуть актуальные сюжеты, которые касаются нашей неумирающей старушки-республики Франции. Двадцать лет назад "Пришельцы" с триумфом вышли на наши экраны — через одно поколение после невероятной "Большой прогулки". С тех пор мы прошли путем к "Бобро пожаловать!" и "Неприкасаемым", и к иным картинам в том же духе, которые, между прочим, являются типичным продуктом промывки мозгов и массового обуславливания.
Фильм "Пришельцы" относится к категории тех удивительных фильмов, которые оказались непроизвольными шедеврами. Это тот фильм, контроль над которым ускользнул от его постановщиков. Это словно гениальный ребенок, вышедший из-под контроля посредственных родителей. Хорошая команда давно сработавшихся ветеранов кабаре и комеди-франсэз смогла совершить настоящий подвиг, сняв фильм, ставший классикой французского кино, и, возможно, последним в таком роде. Хотя фильм долгое время воспринимался многими всего лишь как веселая ерунда, не достойная серьезного анализа. Но очень жаль, что такого анализа не было.
В любом случае, снимаю шляпу перед Пуаре, перед Кристианом Клавье — автором и актером, перед всегда безупречным, а тут еще и царственным Жаном Рено, и перед Валерии Лемерсье, которая никогда больше не повторит такой мастерской игры. Ведь продолжение "Пришельцев" без нее было довольно плачевным.
Читайте также: "Анна Каренина" - это вечная трагедия
В некоторых фильмах нужно искать третий смысл (скажем, "Сияние" Кубрика, фильмы Ренуара), иные нужно понимать в переносном смысле (как "Апокалипсис сегодня", фильмы Ромера), ну, а некоторые нужно воспринимать в буквальном смысле (фильмы Уолша и все картины Рапно). В любом случае, "Пришельцы" хороши как с образовательной, так и с метаполитической точки зрения, и вот по каким причинам:
— мы попадаем в волшебные сказки Средневековья
— тут верят в силы добра и зла, всюду и везде страшно боятся колдовства — в банках, в больницах или в кабинках для голосования
— тут гоняются за сарацинами, которые, между прочим, не очень многочисленны
— когда мы видим колдунью, мы повелеваем ей, сатанинскому отродью, сдаваться. И еще ее хотят сжечь. Тут никак нельзя выказать великодушие! Старый добрый сеанс пыток стоит нашей современной культуры
— тут любят свое потомство
— праправнуки — белоголовые ребята, которые играют на пианино со своей мамой. Она их называет "котятами" и названивает по телефону семейному кюре.
— если человек действительно нормальный, он не знает, кто такой Мишель Дрюкер. А еще он находит, что все в окрестностях безобразно и скверно.
— остроумный дантист метко говорит все, что думает об объездной дороге. Зловещий пейзаж автодорог, достойный Мордора, вызывает вполне законный гнев бедного рыцаря и его скакуна.
— если человек — раб, то он в ту же минуту встраивается в это общество, он покупает себе американскую машину, оставив на стекле крупно написанную цену. Он проводит свое время в боулинге, попивая пиво.
— раб, конечно, женится на мадам Уй — на той бродяжной модели для Vuitton, модели для социальной буржуазии и кичливых гуманитарных служб. Она одержима людьми известными или популярными, эта мадам Уй — пророчица нашей светской жизни на Елисейских полях.
— за 800 лет французы изменились, но не слишком. Современные французы — потомки тех, древних, как в плане духовном, так и в моральном. У этой страны идеи всегда имеют продолжение. Мелкие коммерсанты-популисты из гриль-ресторана довольно браво, с кулаками, защищают свой бифштекс.
— человек из прошлого, воин из крестовых походов может в одиночку противостоять двум десяткам жандармов. Это добрый знак — всегда нужно переносится, хотя бы мысленно, к сверхсильным человеческим натурам былых времен…
— куртуазная любовь тоже присутствует. Юбер и его наследница потихоньку влюбляются друг в друга — и это прекрасно. Прощальная сцена Юбера и дамы Беатрис решительно возвышенна во всех отношениях — это великий эмоциональный момент во французском кинематографе, стоящий наравне с "Вечерними посетителями", "Красавицей и чудовищем" и "Вечным возвращением" — все три сняты во время Оккупации (и это не случайно… Когда мы впали в наше нынешнее бескультурье, нам остались лишь эти фильмы).
Читайте также: Ужастики по-русски: лешие, вурдалаки, русалки
Тут я остановлюсь. Этот фильм отразил в 1993 волю французов найти свою французскую судьбу и обратить в бегство оборванцев, которые в 1793 году взяли власть во Франции, а сегодня — во всей Европе, только взгляните на жандармов в духе Жакуйя — Фон Ромпюи, Баррозу и на иные музейные экспонаты. Вспомните о взбучке, которую в тот же год потерпели социалисты, и о иных жалких событиях; мы остались в Европе после манифестаций Сороса! Как бы то ни было, нельзя попрекать французов в том, что время от времени они не могут сказать "нет". В остальном, вспомним об одном: в фильме можно изменить течение истории, поднявшись по коридорам времени. Там видно будет. Как говорил наш герой, "эти колбаски разожгли наш аппетит!"
Читайте самое интересное в рубрике "Культура"