Ужастики по-русски: лешие, вурдалаки, русалки

Приобщиться к фестивальному движению стало сравнительно нетрудно: можно поехать на один из известных или организовать свой собственный. Недавно в Москве прошел очередной ежегодный фестиваль фильмов ужасов "Капля". Были вручены премии лучшим фильмам-хоррорам, в смысле, самым ужасным картинам. На фестивале "Капля" побывал корреспондент "Правды.Ру".

Некоторые ужасно серьезные люди могут сказать: глупости это все, делом бы занялись! Не стоит торопиться с выводами. В прошлом году на этом фестивале был вручен приз замечательному советскому актеру Леониду Куравлеву. Только одно это обстоятельство оправдывает существование фестиваля, и только для этого его можно было учреждать. Леонид Вячеславович снялся в 1967 году в третьей по счету экранизации повести Николая Васильевича Гоголя "Вий", или в "первом советском фильме ужасов".

Прежде повесть экранизировали в немом кино в 1909 и в 1916 годах. Ужасы в кино — существуют примерно столько же, сколько сам кинематограф. Но "хоррор" как жанр стоит несколько в стороне от столбовой линии развития киноискусства. Ведь зрители больше любят комедии, детективы, фантастику, фильмы в жанре экшн. Ужастики тоже могут быть популярны, достаточно вспомнить вампирские и франкенштейновские серии, "Молчание ягнят" и "Чужих". Но они, как правило, привлекают толпы поклонников — совершенно неожиданно, в полном соответствии с законами жанра, выскакивая как черт их табакерки.

Был только один режиссер, который знал безошибочно как нужно пугать. Он овладел законами жанра, точнее создал их. Хладнокровно снимал и снимал кадры, леденящие кровь, и они воспринимались на ура зрителями. Это был Альфред Хичкок. Впрочем, он снимал не в жанре хоррора, а в жанре триллера, что значит пугать, но не до смерти. А если до смерти, то без расчлененки. Сейчас таких страшных авторитетов уже нет. Тим Бартон — вроде бы тоже не совсем чужой в хороре с триллером, но… он ведь нигде не чужой, ни среди сказочников, ни у комедиографов, ни в кругу эстетов. Увы, его на фестивале не было. Как и первого исполнителя роли маньяка Фредди Крюгера Роберта Игнглуда, нынешнего "короля ужаса" среди актеров.

Короля среди писателей, Стивена Кинга — еще долго не свергнут с пьедестала, но и его на нашем фестивале не было. Был Акира Ямаока японский композитор, сочинивший музыку к серии игр Silent Hill, по которой были сняты фильмы. Возможно, есть фанаты, для которых это имя значит больше чем все перечисленные выше. Слушая его музыку, вспоминаешь фильмы американского режиссера Дэвида Линча, которого тоже можно отнести к создателям фильмов ужасов. Но он сам, скорее всего, будет возражать. Он большой художник, снимает авторское кино, а не какие-то ужастики.

Читайте также: Фильм о настоящей крепкой мужской дружбе

В прежние времена гостями фестиваля были актер Костас Мэндилор из фильма "Пила", художник Том Вудрафф-младший, рисовавший нечисть в фильме "Чужой против хищника". Юная, но плодовитая актриса Джоделль Ферланд, снявшаяся в нескольких десятках фильмов, в числе которых и вышеназванный "Сайлент Хилл" и "Сумерки. Сага. Затмение", отнюдь не в главной роли, но это не важно. Последний фильм, по формальным признакам — стопроцентный ужастик. Но если вникнуть, окажется история провинциальной девушки, которая попала как кур в ощип, влюбившись сразу в двух парней одновременно. Бывает. Но один из этих парней — вампир, другой — оборотень.

Что в фильме главнее: кровавые ужасы и анимационные битвы или лирические взаимоотношения — можно только догадываться. Для того чтобы напугать зрителя, его нужно как следует увлечь, а никак не наоборот. Были в Москве итальянские режиссеры современного хоррора, Марко Ристори и Лука Бони, оказавшийся похожим на маньяка — чисто внешне. Их фильм "Резня зомби" идет по следам великого множества такого рода фильмов, только в Европе и Америке их снято никак не меньше сотни.

А в Индии? На субконтиненте Индостан — не очень любят импортное кино. Там стараются снимать свое. Его представляла на московском фестивале индийская модель и королева красоты Преити Упала, в частности, первый индийский хоррор в 3D "Дом призрак". Прекрасная индианка вместе с директором кинопремии Виктором Буланкиным были ведущими церемонии награждения.

Конечно, русские и индийцы братья навек, но автору этих строк среди приглашенных иностранных артистов больше понравилась норвежская актриса Силье Рейномо. Она снялась в нескольких картинах, но до российского проката добралась только лента "Хвост". Фильм рассказывает о мифическом персонаже из норвежского фольклора, Хулдре. Это прекрасная женщина из лесной чащи, соблазняющая мужчин. Она красиво поет, заманивает вглубь леса и там убивает. Узнать ее можно по длинному хвосту наподобие коровьего.

Читайте также: Оскароносный "Хичкок", или "Психо" по Фрейду 

Зарубежные гости уверены, для того, чтобы снимать хорошее кино, в том числе в жанре ужаса, и россиянам нужно вспоминать истории про свое родное. Про вурдалаков, домовых, русалок, про Лешего, Бабу Ягу, Кощея Бессмертного. На вопрос корреспондента "Правды.Ру" о том, что иностранные кинематографисты знают о российских фильмах, имеющих обобщенное название "чернуха", они только недоуменно переглянулись и пожали плечами.

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"


Автор
Юрий Енцов