В самый разгар Великой Отечественной войны, в 1943 году, на экраны страны, и, в том числе, на экраны передвижных фронтовых кинотеатров, вышла лента режиссера Леонида Лукова "Два бойца". Ее сразу же полюбили зрители и не забывают до сих пор. Песня "Темная ночь" прозвучала в фильме очень естественно и органично, но еще она зажила своей жизнью.
Картину снимали быстро, если не сказать в спешке, в условиях эвакуации, в Ташкенте. Но поскольку работали профессионалы, сделать плохо не получилось. Тридцатидвухлетний актер Марк Бернес был к тому времени уже очень популярен. Он успел сняться в полутора десятках фильмов, среди которых очень известные, такие как "Истребители", "Человек с ружьем", "Большая жизнь". Исполненные им песни уже пела вся страна.
Его партнер Борис Андреев и в жизни на несколько лет младше Бернеса, в фильме играл второго номера пулеметного расчета. Но он тоже успел к тому времени стать настоящей звездой после фильмов "Трактористы" и "Александр Пархоменко". Эти артисты уже работали вместе на других картинах.
Фильм сняли по повести Льва Славина "Мои земляки". Сюжет о фронтовой дружбе двух солдат: смелого, веселого одессита Аркадия Дзюбина, в исполнении Бернеса, и добродушного Саши с Уралмаша, Александра Свинцова, сыгранного Андреевым.
Вот что писал 70 лет назад об этой картине один из деятелей кино, режиссер Всеволод Пудовкин:
"Сюжет картины чрезвычайно прост. Два бойца… соединены дружбой, чудесной, глубокой, нежной и преданной, такой, какая часто возникает между хорошими людьми в тяжёлой военной обстановке. Эта дружба чиста, лишена какого бы то ни было расчёта и полна естественного оптимизма. Она напоминает дружбу юношей-школьников, стихийно верящих в себя и друг в друга и в свою будущую счастливую жизнь. Уже этот органический, глубокий оптимизм, расцветающий в тяжёлом военном труде, по-моему, составляет первую прекраснейшую удачу картины".
Идет позиционная война на Ленинградском фронте, два друга, в увольнительной познакомились с девушкой. Некоторым может показаться, что Славин вдохновился "Тремя товарищами" Ремарка. Этого не могло быть, немецкий роман о солдатах Первой мировой войны перевели на русский язык уже через много лет после Второй мировой.
Читайте также: Кино — хроникер советского времени
Автор этих строк смотрел фильм не меньше трех раз и всегда с большим удовольствием. Но в какой-то момент задумался о странным выборе актрисы. Почему два бойца — встречались с героиней, роль которой исполняла малоизвестная в наши дни, Вера Шершнева, а не звезды тех лет Любовь Орлова, Вера Марецкая или Людмила Целиковская?
Все объясняется просто, Вера — жена режиссера Леонида Лукова, она была под рукой. А другие актрисы, звезды 30-40 годов снимались у режиссеров, своих мужей, или ездили выступать во фронтовых бригадах. Отдуваться за них приходилось Вере. Кроме "Двух бойцов" она снялась еще в десятке фильмов, но для тридцати лет творческой деятельности этого конечно мало. Прежде всего, Шершнева была женой, они с Луковым — прожили вместе долгую жизнь. Вера, будучи на три года старше мужа, пережила его на пятнадцать лет. Ее героиня напряжена, испугана. Но какой же еще может быть девушка в блокадном Ленинграде?
Этот фильм — максимально правдив для своего времени.
Леонид Луков хороший режиссер, прекрасный организатором, но совсем не жесткий человек. Не "демиург", вроде Эйзенштейна, Пырьева и других коллег, его современников.
Не знаю, как бы отнеслись эти великие режиссеры к тому, что заказанную для фильма песню, композитор — подарил популярному исполнителю. А с Луковым так и случилось, композитор Богословский еще до премьеры отдал песню из фильма Леониду Утесову, и она ушла в народ. Луков не обиделся, а заказал Никите Богословскому и поэту Владимиру Агатову вторую песню. Так появился еще один музыкальный шедевр, прозвучавший в фильме, "Шаланды полные кефали".
Если в мелодичной "Темной ночи" сначала возникла музыка, на которую поэт быстренько набросал слова, то динамичную песню "Шаланды", написанную "под народную", и ставшую народной — любят за слова.
Но талант поэта песенника — не уберег Агатова от тюрьмы. Вскоре его арестовали, и он просидел до самого 1956 года. Там в Сибири он встретил, тоже арестантку — известную актрису театра и кино Татьяну Окуневскую, которая, кстати, внешностью напоминает Веру Шершневу. Она получила от него записку, которую процитировала в своей книге воспоминаний: "Здравствуйте! С печальным прибытием в наше лесное царство! Подтвердите, вы ли это действительно, потому что уйма сплетен, и я усомнился. Если это вы, не падайте духом, на общих работах мы вас не оставим. Ваши коллеги и я индивидуально Владимир Агатов".
Окуневская не знала, что его арестовали, очень удивилась, что поэт, чьи шлягеры свободно гуляют по городам и весям, сам томится в лагере. В местах не столь отдаленных Владимир как-то сумел устроиться и обжиться. Сделался директором лагерного театра. Человек он был общительный, веселый остроумный. За это он, скорее всего, сел, это же — его спасло и в неволе. Но написать другие хорошие песни он не смог.
Читайте самое интересное в рубрике "Культура"