Сколько же у него амплуа! То он один из самых брутальных бандитов нашего кинематографа, а то живое воплощение сил добра в поразившей всю страну киномистерии про Дозоры. Даже имя у него особенное: по паспорту-то он Юра, а Гоша образовался в результате сложных жизненных метаморфоз. В гостях у "Правды.Ру" известный российский актер Гоша Куценко.
С дочкой Полиной вы теперь вместе появляетесь на светских тусовках — она уже совсем невеста 17-ти лет. А какой она росла?
— Когда была помладше, была более дерзкая, но она уже давно вышла из "младенческого" возраста и превратилась в девушку. Прямо на глазах! Однажды в детстве купил ей, как бы на вырост, ботинки — померил в сантиметрах. А через месяц приехал со съемок, а они уже маленькие.
— Любит папу? Что вы для нее значите?
— Любит. А значу я для нее часто… "редкоземельный металл" — дочка меня видит не так много, как хотелось бы. Но сейчас, думаю, это будет происходить чаще — уже могу ее с собой куда-то брать. А раньше была маленькая — повез ее как-то на съемки "Антикиллера", довольный: мне ее отдали на целый день! Снимали на заводе — такое мрачное место… И Поля как раз попала: на мне грим, сижу в каске, окровавленный, с утра побитый, потертый… Она посмотрела и в слезы: "Хочу к маме". Я обнял ее — а сам думаю: ну какая несправедливость…
— Поля — талантливая девочка? Известно, что она уже снялась в фильме "Компенсация". Какие еще способности проявляет?
— Все дети талантливы, максимально! А умеет она… не делать чего-то лишнего. Знаете, как Станиславский однажды Рихтера спросил: как это ты так быстро и чудесно играешь? А он ответил: " Главное, Костя, не нажимать на лишние клавиши". Вот дети это умеют — обходиться без "лишних клавиш"… Я попробовал однажды, несколько лет назад, ради эксперимента, запомнить и повторить все движения, которые Поля совершала всего в течение минуты — так я был весь мокрый! От лишних движений…
— Какие черты вы хотели бы видеть в Полине?
— Хорошие! Ну и хотелось бы, на самом деле, чтобы она имела представление и о плохих — а то дочка в душе уж слишком трогательная.
Режиссеры с первой парты
— А вот в школьном воспитании, в принципе, что вы изменили бы, будь ваша воля?
— В школах я ввел бы два предмета- не знаю, может быть, они отчасти уже есть. Это "семья" и "кинематограф".
— И что бы вы преподавали по курсу "семья"?
— По курсу "Семья" я преподавал бы… кинематограф. Склонял бы детей к тому, чтобы они придумывали и снимали кино. Про все, что их окружает — в том числе и про семью. И тогда, на ваш взгляд, у них все было бы " о'кей"?-Абсолютно! Я бы сделал, чтобы, учась в школе, они уже в своем классе распределились на актеров, режиссеров, монтажеров… Мне кажется, что это в каком-то смысле идеальный способ приобщения к жизни.
Я бы развивал все это в детях — что-то толковое из этого наверняка вышло бы. Ну почему те, кто хорошо пишут сочинения, не могут сразу написать сценарий? А почему парень, который неплохо фотографирует, не возьмет и снимет все это на камеру? Или школьник, который любит часами сидеть за компьютером, — почему он не смонтирует фильм, — а кто-то возьмет и смоделирует какую-то музыку? Это будет нормально, это процесс, в принципе не требующий сложных специальных навыков. И даже особых талантов не нужно, потому что абсолютно все дети талантливы, я уверен в этом! Все талантливы — и для работы им нужен только навык.
Ведь ничего в жизни не бывает сразу — и сам ребенок зарождается 9 месяцев. Вообще, это, по-моему, микросрок в масштабах Вселенной — эти 9 месяцев. Мне кажется, это какая-то вселенская единица скорости — процесс зарождения человека. 9 месяцев! Поэтому от нее и нужно идти… Я вот уверен — взятьпятиклассников и привести к ним такого вот как я…сумасшедшего, и через 9 месяцев это была бы… съемочная группа!
Любовь… до бесконечности
— Давайте поговорим немного о вашем детстве. А как вас воспитывали? Ваших родителей, к несчастью, уже нет на свете, но они прожили вместе много лет.
— Да, они по-доброму относились друг к другу. Любили. В этом, видимо, есть и моя заслуга: радовались моим небольшим победам, думали: не зря мы все-таки вместе…
— А была ли у родителей какая-то традиция, которую хотелось бы перенести в свою семью?
— Не жить задним умом… А потом, они очень самоотверженно были вместе — хотелось бы ощутить подобное состояние.
— Они никогда не расставались?
— Нет, иногда только поругивались… Но это были несерьезные конфликты. Они были решительные люди: решили, что будут вместе — и все. До бесконечности!
— У вашего отца удивительная биография… Вы с ним были друзьями?
— Да, мы всегда дружили. Папу я очень любил. И у нас никогда не было разногласий — я просто ушел… в другую сферу, для него неподвластную. Но он меня понимал и приветствовал.
— Но ведь вроде бы сначала отец был против, чтобы вы поступали в театральный? И даже говорят, используя свои связи "в верхах", в ЦК, обращался в деканат, чтобы "абитуриента Куценко в институт не принимали"?!
- Было дело… Но сам он не обращался, нашел кого-то. Позвонили. Однако… я все же переборол тогдашний всеобщий страх перед центральным комитетом. И меня все-таки допустили поучиться в театральном.
"Перебороть ощущение дна"
— Можете припомнить какой-то отцовский урок, который запал в память на всю жизнь?
— Да вся его жизнь для меня — урок. Отец ведь в советское время был "на должности" — в частности, замминистра радиопромышленности СССР. И никогда взяток не брал, не воровал. А когда в стране начался раздел имущества, он и к этому не приложился, за что, кстати, я ему очень благодарен. Потому что если б он хотя бы намекнул мне, что так тоже можно жить — возможно, я бы и воспринял этот урок. Ведь очень важно для детей — как родители живут.
Папа всегда меня учил зарабатывать. А когда произошел развал — он выпил водки и уехал на дачу. И там прожил много лет, просто на пенсии (правда, сначала попытался работать кладовщиком). В общем, не применил "свой атом в военных целях". Не помогал расхищать и "прихватизировать"…
— Все же, может, есть какой-то отдельный случай, связанный с отцом, который вы вспоминаете как-то особо?
— Да, он меня научил плавать смешно: привез на середину Днепра и выбросил из лодки.
— Ничего себе смешно! И сколько же вам тогда было лет?
— Лет восемь. По-собачьи, конечно, я плавал — все дети плавают по-собачьи. А он хотел, чтобы — по-человечьи. Якорь поднял — и выбросил меня.
— Наверное, страшно было?
— Да, очень страшно. Но нормально — ведь я действительно поплыл. Главное — перебороть ощущение дна. Переборол. А отец завел лодку и уехал! Хотя, думаю, краем глаза он наблюдал, если что, он, наверное, вернулся бы. Правда, с тех пор я возненавидел плавание. Но зато плавать научился.
В дозоре
— Давайте поговорим о знаменитом "Ночном дозоре" Бекмамбетова — культовом фильме, в котором тысячи зрителей с удивлением увидели другого, незнакомого Гошу Куценко. Такого "полномочного представителя сил добра"… Да еще с длинными волосами — в брюнетистом парике.
— Начнем с того, что у меня в той картине была небольшая роль, а первоначально, по сценарию, я вообще должен был просто появиться там, что называется, мелькнуть на экране. И мне было бы приятно просто "отметиться" в этом фильме! Но потом уже, по ходу действия, мы с режиссером картины Тимуром Бекмамбетовым придумали какие-то зацепки, которые позволяли мне больше и больше появляться в кадре… Однако на монтаже он меня, почти всего, безжалостно убрал! И правильно сделал — потому что я отвлекал собой внимание от сюжета. Но кое-что, слава Богу, осталось… Так что сколько мог — мой персонаж послужил "Дозору".
— Кстати, в "Ночном дозоре", по роли вы соблазняете собственную бывшую гражданскую жену, которая вас отвергает… Забавная ситуация! А в жизни вы дружите с экс-супругой, актрисой Марией Порошиной?
— Да, мы друзья. У нас ведь общая дочь — Полина. Впрочем, с Машенькой мы знакомы уже много лет. Кстати, песенку "Корвалол", которую я слоббировал во вторую часть "Дозора", я ей посвятил.
— У вас в " Дозоре" — принципиально новый имидж: этакий брюнет … Собираетесь использовать этот образ где-либо еще: в кино, в театре? А может — в жизни?
— Да, использовать этот имидж буду, но не сцене и не на съемочной площадке — а в музыке. Собираюсь записывать клипы на парочку своих песен, там и надену этот паричок.
— А в жизни?
— Нет, останусь прежним. Иногда отражаюсь в зеркалах, и то, что там вижу, меня вполне устраивает. Разве что мешки под глазами становятся с возрастом заметнее и седеют остатки волос, а так — все, в принципе, нормально…
"Садо-мазо"? Не люблю!
— Однажды вы говорили, что у вас вызывают приятные ощущения… гравюры Екатерины II. Это что, правда, ваш женский идеал?
— Наверное, это было связано с какими-то детскими ощущениями. У мамы моей — вернее, еще у бабушки, на сахарницах-масленках были соответствующие крышечки, с пышными фарфоровыми девушками…
— Каков же все-таки ваш идеал женщины? Вероятно, теперь это Ирина Скриниченко — красавица-модель с точеной фигурой, с которой вы встречались более 10 лет — и вот недавно поженились: фактически тайно, на зависть всему свету?
— А идеала женщины, мне кажется, вообще нет. Каждый мужчина, по-моему, должен сказать спасибо Богу, что вот такая ему досталась. Какова рыба — таковы и сети.
— Многих мужчин привлекают именно эксцентричные спутницы…
— Ну, уж это не про меня! Честное слово. Не люблю все это "садо-мазо"… Как раз мне нравится спокойствие — в жизни и так хватает раздражителей. А женщина пусть больше ласкает… Во всяком случае, предлагаю ей именно такую роль.
— При этом по-прежнему хотите, чтобы дома бегали 5 детей?
— Не знаю по поводу пятерых — но еще одного был бы не прочь.
Любовь, морковь и "шкурный интерес"
— В столь полюбившемся зрителям фильме "Любовь-морковь" вы оказались " в шкуре" женщины. Ну и как вам пришлось это экстремальное амплуа?
— Тяжелая актерская работа ! Это была острохарактерная роль, требовавшая совершенно особых внутренних настроек. А внешность? Она и есть моя внешность, сколько там ни "геройствуешь" в кадре…
— Кто все-таки помог вам так натурально "влезть" в эту женскую "шкуру"? Хотя у вас в картине вроде пародируются и определенные "гейские" интонации…
— Нет, мой перевоплощенный персонаж — это стопроцентная женщина! Во всяком случае, мне так кажется — да и Саша Стриженов, режиссер картины, строго следил за тем, чтобы мы обошлись без "голубого флера". Хотя, разбирая эту роль, я действительно наблюдал за гомосексуалистами. И понял: у моего персонажа "голубых" задатков не было. Он — абсолютно нормальный парень. Тем не менее в фильме после перевоплощения с моей стороны творятся "натуральные женские дела" — чтобы этого добиться, мы очень много общались с моей "экранной супругой" Кристиной Орбакайте, репетировали. А ведь известно: сейчас в кино артистыредкорепетируют, они частенько проходят кастинг как бы с условием, что роли уже "заранее отрепетированы". В кино на этом нынче экономят. И довольно редко идут на эксперимент по поводу каких-то "особых актерских дарований".
А в этом фильме мой персонаж — это с ног до головы эксперимент, потому и тяжело было играть. Потому мы и репетировали с "женой", долго: я наблюдал за Кристиной — старался походить на нее, даже походочку "воровал". И усиливал ее женские черты. А еще — я много "украл" у моей нынешней супруги — у Ириши: "физику" такую, абсолютно особенную. Ир, спасибо тебе! Думаю, в кино она себя узнавала — как бегает, как сумочку держит.
— И "женскую" манеру разговора у нее переняли?
— Нет, это, скорее, к Кристине. При этом в меня вселилась не Кристина Орбакайте — а Марина, ее персонаж. Здесь много условностей, которые нужно было соблюдать: мне было бы проще, если бы я просто вселился в женское тело. Но здесь наоборот — в меня вселилась женщина! От моего "я" ничего не должно было остаться, это важный момент — потому что я играл не мужчину, переодетого в женское платье. Это напрямую наталкивало бы на "смену ориентации" и пародирование каких-то гей-акцентов. А здесь совсем другая штука. Здесь нужно было все делать серьезно, все пропускать через себя. И только тогда это становилось смешным — если все делать очень серьезно! Мы с Кристиной серьезно поменялись местами, проблемами. Нужно было сильно поверить в это обстоятельство.
— Что и было самым трудным в этой роли?
— Да, просто не бояться сделать это! У Кристины были те же задачи: думаю, она с ними справилась. А когда фильм вышел, мы с ней очень переживали — потому что нас сильно подрезали! Надеюсь, в результате зрители все же рассмотрели в фильме комедию, а не что-то другое. Хотя профессионалы сначала внушали опасение. Скажем, вскоре после выхода картины я подошел к знакомому продюсеру: мол, теперь, после этой роли будешь меня в кино-то снимать? На что он совершенно серьезно ответил: "Ты знаешь, у меня пока нет свободных женских ролей".
Единственное было утешение — как раз "Параграф 78" подоспел: всем сразу вновь продемонстрировал, что мое мужское начало не менее убедительно, нежели женское, которое я неожиданно обнаружил в себе. Отмечу, что не женское в контексте "маленькое, в меньшинстве" — нет, огромное женское мощное духовное начало! Я ведь играл очень серьезно. Работал, как говорится, крупными мазками…
— Гоша, как вы считаете, а в жизни, в принципе, целесообразна эта ситуация, которую вы с Кристиной разыграли?
— Актуальна, конечно, миллионы людей испытывают подобные проблемы. И чтобы их разрешить, ты должен попасть "в шкуру" любимого человека: на себе испытать все "его" трудности семейной жизни. Личность масштаба Вселенной.
— Гоша, часто говорили, что актер Михаил Козаков был вам родственником. Вы ведь и внешне вроде были похожи…
— Нет, очень уважаемый и любимый мною, чудесный Михаил Михайлович не был мне родней. Но мы снимались вместе в телефильме "Узкий мост", где он действительно сыграл моего отца! Это была наша первая совместная актерская работа. А в принципе, с Козаковым мы были знакомы очень давно: много говорили, думали вместе… Я часто ходил к нему в театр, много бывал на репетициях.
По-моему, и отечественная сцена, и кино в свое время очень выиграли от того, что он вернулся из Израиля в Россию. Ведь это была личность очень большого масштаба, человек Вселенной: волновался, переживал за все, что происходит на Земле… А в творчестве — просто притягивал его огромный талант! Мы ведь обдумывали новые совместные планы на будущее, интересные соображения… К сожалению, многие из них так и не успели осуществить.