Леонид Гайдай, человек и кинотеатр

Режиссеру культовых советских комедий "Операция "Ы", "Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика", "Бриллиантовая рука", "12 стульев", "Иван Васильевич меняет профессию" Леониду Гайдаю 30 января исполнилось бы 90 лет. Жаль, что уже почти 20 лет его нет с нами, но в память о себе он оставил полстолетия смеха, которых хватит не на один век.

Смотрите фоторепортаж: Леонид Гайдай: гений смеха

Леонид Иович — представитель воевавшего поколения, большую часть которого покосила своей косой Великая Отечественная. Первая его награда — медаль "За боевые заслуги". Потом он подорвался на мине и, комиссованный подчистую, отправился в тыл. После войны окончил театральную студию при Иркутском областном драматическом театре, поработал там актером.

Читайте также: Карен Шахназаров: помочь значит не мешать

Он определенно был не только комедиограф, но и неплохой комический артист: его талант можно оценить по небольшой роли архивариуса Варфоломея Коробейникова в "12 стульях". Вот и его жена, актриса Нина Гребешкова, это подтверждает. По ее воспоминаниям, над его сценками во ВГИКе от души хохотали мэтры Борис Барнет и Иван Пырьев.

Но стать тем, кем мы его помним — режиссером кинокомедий — ему удалось с большим трудом уже в 40 лет. Окончив режиссерский факультет ВГИКа в 1955-м, он снял на следующий год первый свой фильм "Долгий путь" по мотивам рассказов Владимира Короленко. Сценарий написал Михаил Ромм, а одну из главных ролей сыграл выдающийся советский актер Владимир Белокуров, который сам заслуживает отдельного рассказа. Работая у Гайдая, он познакомился с молодой, подающей надежды актрисой с необычным именем Кюнна, что по-якутски значит Солнышко. Несмотря на большую разницу в возрасте, они поженились. По-видимому, Кюнна Игнатова всю свою дальнейшую жизнь посвятила мужу — если обычно актеры начинают с эпизодов, а потом снимаются в больших ролях, то у Игнатовой все получилось наоборот.

Что же касается семейного и творческого тандема Гайдая и Гребешковой, то Леонид Иович и сам снимал свою жену, и другим не мешал — она снялась как актриса в 36 фильмах, в то время как он в качестве режиссера поставил только 18 картин. А еще у них родилась дочь Оксана. Она не пошла по стопам родителей, ей хватило кинематографа в детстве…

Первой комедией Гайдая стала картина "Жених с того света" с Ростиславом Пляттом в главной роли. Фильм оказался не очень удачным. Возможно, дело в слишком остром сценарии, в котором речь шла о том, как живого советского человека приняли за другого советского человека, только мертвого. Фильм вышел на экраны в сильно урезанном виде, а начальство решило, что тема смерти для комедии не годится.

Потом был фильм "Трижды воскресший", снятый Гайдаем по пьесе популярнейшего певца Александра Галича "Пароход зовут "Орленок". Главным героем в картине был не человек, а пароход. То ли потому что фильм был черно-белый, а зрители уже больше любили ходить на цветные, то ли Гайдай снимал без души, не проникшись "пароходной" тематикой, но лента провалилась в прокате. Тогда это не считалось профнепригодностью, впрочем, как и сейчас. Но зато в 1961 году Леонид Иовыч снял уморительные короткометражки "Пес Барбос и необычный кросс" и "Самогонщики". Эти работы принесли известность и ему как режиссеру, и легендарной тройке Трус — Балбес — Бывалый.

Гайдай очень осторожно подступался к большому кино. Его следующие фильмы тоже были из разных, не связанных между собой ничем, кроме стиля, частей. Например, три новеллы О. Генри в фильме "Деловые люди" — прекрасная стилизация под Голливуд тех лет. Потом появилась уже на 100 процентов гайдаевская комедия "Операция "Ы" и другие приключения Шурика", тоже состоящая из трех киноновелл. Она заняла первое место в прокате 1965 года и с лихвой окупила прежние неудачи. Дальше его ждал непрерывный триумф: "Кавказская пленница" 1966 года и "Бриллиантовая рука", снятая через два года.

Что касается фильма "12 стульев" по роману Ильфа и Петрова (1971 год), то он мог бы быть совсем другим. Сначала предполагалось, что в роли Остапа Бендера снимется Владимир Высоцкий. Но в последний момент его заменили. То ли он ушел в запой, то ли причиной была неудача фильма "Интервенция", в котором Высоцкий снялся в сходной роли — но "сына турецкоподанного" из него не вышло.

Читайте также: "Песни Высоцкого помогли пережить трагедию" 

Гайдай сохранил любовь к короткому метру: в 1981–1988 годах он снял 13 сюжетов для киножурнала "Фитиль". Потом появилась актуальная для начала 90-х лента "Частный детектив, или Операция кооперация", а в конце жизни он от души повеселился над советской властью на фильме "На Дерибасовской хорошая погода, или на Брайтон Бич опять идут дожди".

В дни празднования 80-летия Гайдая в его родном Иркутске его имя было присвоено старейшему кинотеатру города, на доме, где он жил и на здании школы, где учился, были открыты мемориальные доски. А в прошлом году там появилась скульптурная композиция: знаменитая "тройка" — Трус, Балбес и Бывалый — и Леонид Гайдай на режиссерском стульчике. Кинотеатр его имени и памятник есть также в городе Свободный Амурской области, где он родился.

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"


Автор
Юрий Енцов