Насколько можно верить вынесенному в заголовок утверждению? А почему бы нет? Пуркуа бы да не па? Ведь был же агентом Ее Величества замечательный английский писатель Даниэль Дефо. Автор увлекательного «Робинзона Крузо».
До 1-го апреля в Санкт-Петербурге на съемках нового фильма «По этапу» (In Transit) - дебют в художественном кино выдающегося режиссера-документалиста Тома Робертса – будут находиться звезды мирового кинематографа: Джон Малкович и Евгений Миронов .
- Наша картина не будет ни английской, ни русской, а интернациональной, - полагает режиссер Том Робертс, снимавший в России фильмы о Чечне, Чернобыле и ГУЛАГе. («Поезд смерти» по мотивам книг Василия Гроссмана, Варлама Шаламова, Александра Солженицына и Густава Херлинга). - Мне хотелось бы снять фильм о несокрушимости человеческого духа. О том, что любовь побеждает все. Недавно сняв картину в Ираке, могу сказать, что тема прощения сегодня актуальна как никогда.
По сюжету картины зимой 1946 года из пересыльного лагеря № 3459 под Ленинградом этапом в Читу отправляют 79 женщин-политзаключенных. Озлобленными войной и отсутствием мужской ласки женщинами-вертухаями руководит 40-летняя Ольга Александрова (Татьяна Яковенко). К удивлению дам в погонах, на смену отправленным в Сибирь «врагам народа» по чьей-то ошибке доставляют военнопленных немецких солдат.
Конвоиры в юбках по-бабьи растеряны. Все, кроме несгибаемого товарища - Веры Тюриной (Ингеборга Дапкунайте), которую ласково называют «дьяволом в юбке». Верка-садистка издевается над пленными бойцами вермахта, призывая девушек-охранниц покончить с ними на месте, без суда и следствия.
Военнопленные попадают в руки жаждущих мести женщин. У каждой их них свой счет к недавним врагам. На той страшной войне почти у всех в семье есть потери: брат, отец, муж, возлюбленный. У Веры оккупанты уничтожили всех родных и близких.
По обеим сторонам колючей проволоки - свои палачи и свои жертвы. Под вымышленным именем Клаус (Даниэль Брюль) скрывается нацистский преступник, за которым ведет охоту полковник НКВД Павлов (Джон Малкович). Когда лже-Клаус понимает, что разоблачен, он с криком «Хайль, Гитлер!» бросается под колеса поезда.
Зловещий полковник НКВД Павлов – форменный урод в человеческом облике. Недаром режиссер поручает эту роль замечательному актеру Малковичу, большому специалисту по изображению разного рода негодяев. Офицера гложет жажда власти любой ценой, а человеческая жизнь для него не имеет ценности.
Обуреваемый шекспировскими страстями советский полковник наводит в подведомственном ему пересыльном лагере порядок: инструктирует стукачей, устраивает издевательские пытки и публичные казни. Специалист своего дела (других у Берии и не было) у каждого находит слабое место.
Приметив зарождающуюся симпатию Зины (Натали Пресс) к молодому солдату Петеру (Патрик Кеннеди), он измышляет наказание: заставляет девушку при всех раздеться догола, давая ясно понять - это «немецкая подстилка». Недавно одна женщина-тренер «заимствовала» подобное наказание для своей подопечной юной гимнастки. Российский суд приговорил ее к нескольким условным годам.
Юная страсть Петера и Зины заканчивается трагически. Зрелая любовь Наташи (Вера Фармига) и Макса (Томас Кречман) знаменует силу человеческого духа.
По должности Наташа тюремная докторша, а по совместительству сексотка, которая ради спасения больного мужа Андрея (Евгений Миронов) вынуждена отчитываться перед энкавэдэшником.
Контуженный на фронте бесстрашный советский офицер Андрей работает в лагере охранником. Несчастный целыми днями бессмысленно тасует игральную колоду карт. Сильный мужчина превратился в жалкое бессловесное существо.
Страдая манией преследования - он стучит полковнику Павлову на всех, включая собственную жену, которая, как ему кажется, хочет его отравить.
Евгений Миронов произносит в фильме только три слова: «До свидания, Наташа!». По замыслу создателей картины эта куцая фраза - эмоциональный камертон ко всей истории. Андрей как бы манифестирует, что ни тоталитарная система, ни безжалостная война не могут сломать цельную личность.
Павлов постоянно шантажирует Наташу, грозя сослать Андрея в Сибирь, в «специальный санаторий», как он это называет. Впрочем, стукачка по неволе старается никого не подставить. Постепенно девушка начинает присматриваться (сначала по приказу вездесущего Павлова) к сдержанному, мужественному нордическому офицеру Максу Борту.
Макс - бывший профессор университета из Гамбурга. Ветхий летами, он чувствует отственность за то, что его лучший ученик Клаус превратился в убийцу, за то, что случилось с Германией. Вначале он насторожен по отношению к Наташе, хотя и видит в ней, несмотря на всю ее лояльность режиму, сильную и честную натуру. Но постепенно его захватывает глубокое чувство к этой незаурядной женщине.
Виктор ЗотовНадо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.