"Сволочи" Швыдкого: "черная дыра" российского кино

В российской культуре назревает небывалый скандал. Известный депутат Госдумы от ЛДПР (и, кстати, юрист) Николай Курьянович намерен довести до логического конца выяснение всех обстоятельств финансирования Федеральным агентством по культуре и кинематографии (ФАКК) скандально известной картины «Сволочи» и роли в этом лично Михаила Швыдкого . Депутат направил еще один запрос министру культуры РФ Александру Соколову с требованием предоставить депутатам Думы и прессе всю информацию о госфинансировании «Сволочей» - от поступления в ФАКК сценарной заявки до вынесения решения с указанием фамилий чиновников, замешанных в этом деле.

А сегодня депутат Курьянович обратился к Генеральному прокурору РФ Владимиру Устинову и председателю Счетной палаты РФ Сергею Степашину с просьбой провести проверку выделения ФАКК бюджетных денежных средств на кинофильм «Сволочи» и их целевого использования.

Читайте также: Фильм о детях-диверсантах - правда или очередной вымысел?

Напомним, что фильм Александра Атанесяна «Сволочи» по повести Владимира Кунина был с помпой презентован в начале февраля кинокомпанией «Paradise» и ФАКК с приглашенным гостем – бывшим руководителем Госкино, а ныне главой Фонда Ролана Быкова Арменом Медведевым. За несколько дней до премьеры ЦОС ФСБ выступил со специальным заявлением, в котором говорится, что сюжет картины является вымыслом.

Никаких спецшкол НКВД, где в годы Великой Отечественной войны из малолетних преступников готовили диверсантов-смертников, на территории СССР никогда не было, зато подобные учреждения были на территории нацистской Германии. Таким образом, создатели «Сволочей» не только переврали отечественную историю, но и фактически оболгали отечественные спецслужбы, обвинив их в методах гитлеровского режима.

А тут еще и автор повести Кунин, давно проживающий в Германии, заявил, что он действительно все сочинил. В такой ситуации в цивилизованном обществе приличная кинокомпания признала бы, что вляпалась по самые уши, и сняла бы картину с проката. Но хозяева «Paradis» Геворг Нерсисян, Армен Манасарян и Армен Бадалян, наоборот, обрадовались скандалу. Общую точку зрения выразил режиссер Атанесян, сказавший, что опровержение ФСБ – это «дополнительная реклама картины и дополнительная касса».

Справедливости ради отметим, что «Paradis» продвигает и некассовые, но «общественно значимые» картины. Как сообщила пресс-секретарь компании Мелания Егоян, грандиозная российская премьера "шедевра" Энга Ли «Горбатая гора» (про ковбоев-гомосексуалистов) может пройти в кинотеатре «Октябрь», а выступать на ней приглашены Михаил Швыдкой и, возможно, Элтон Джон, который ради такого дела готов бесплатно приехать в Москву.

С морально-этической позицией Нерсисяна, Манасаряна, Бадаляна, Атанесяна и Егоян относительно «Сволочей», похоже, все ясно. Если следовать их принципу «Касса превыше всего», то мы не удивимся, если «Paradis» для скандала затеет съемку картины, в которой, допустим, привычно перевирая историю, будет рассказываться о геноциде со стороны армян в отношении турок в 1915 году.

А вот молчание руководителя Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаила Швыдкого , его зама Голутвы и главного распределителя государственных денег на всякого рода «сволочей» Сергея Лазарука более чем скандально. Более того, даже после заявления ЦОС ФСБ Швыдкой не потребовал от «Paradis» снять упоминание о поддержке со стороны ФАКК с афиши «Сволочей» и подробно отчитаться за использование тех 700 тысяч долларов, которое государство выделило на съемки «клеветнической ленты».

Вотихочет депутат Курьянович добиться от министра Соколова, чтобы Швыдкой раскрыл всю кухню распределения государственных денег в своем ведомстве. Ждут этого и многие мастера культуры, в частности всемирно известный «Шерлок Холмс» Василий Ливанов.

Напомним, что еще в 1998 году Василий Ливанов на страницах «Совершенно секретно» обвинил тогдашнего шефа Госкино Армена Медведева в том, что бюджетные деньги выделяются только «блатным» режиссерам, а также в махинациях со служебными квартирами. Скандал закончился отставкой Медведева в феврале 1999 года, однако новый руководитель Госкино, бывший шеф «Ленфильма» Александр Голутва ничего менять не стал. Он фактически доверил господдержку отечественного кинематографа Сергею Лазаруку, имеющему однозначную репутацию в кинокругах.

В результате помощи не получали даже такие мэтры мирового кино, как Эмиль Лотяну – именно отказ в поддержке этого режиссера состороны Госкино и стал одной из причин его раннего ухода. А выдающийся армянский режиссер Геральд Бежанов  («Самая обаятельная и привлекательная», «Где находится нофелет?») со слезами на глазах рассказывал, как ему отказали в финансировании комедийной мелодрамы к 55-летию Великой Победы. Зато Голутва и Лазарук почти выделили средства на похабную ленту некоей Марины Дубровиной про финских любовниц и внебрачных детей Ленина, и лишь протесты общественности сорвали план съемок этой гнусности.

При министре Швыдком бюджетные деньги продолжают выделяться при участии все тех же Голутвы и Лазарука на безнравственные и похабные картины. Вспомните, какой скандал разразился несколько лет назад вокруг финансирования из российского бюджета омерзительной и лживой украинской картины «Мазепа», в которой Петр Первый представлен маньяком и гомосексуалистом.

После того как Лужков даже направил Швыдкому пушкинскую «Полтаву», Михаил Ефимович, давно имеющий в кругу друзей шутливое прозвище «Чего изволите?», краснел, бледнел и даже не выпустил «Мазепу» в российский прокат. А вот насчет «Сволочей», которые, конечно, похлеще «Мазепы», молчит. Почему? Может, потому, что за эту ленту и ее создателей так, как говорят, хлопотал Армен Медведев, который, между прочим, и притащил в Минкультуры главного лоббиста «Сволочей» Сергея Лазарука?

После запросов депутата Курьяновича в Малом Гнездниковском переулке заняли круговую оборону от не прикормленных ведомством Швыдкого журналистов. Швыдкой от прессы по поводу «Сволочей» просто прячется, Лазарук все время на переговорах, пресс-секретарь Наталья Уварова даже не может сказать точное название комиссии, которая распределяет бюджетные средства на конкретные кинопроекты, а требует, как говорил Аркадий Райкин, «предоставить справку, что вам нужна справка о том, что им нужна справка…» Очевидно, вся гоп-компания поняла, что Курьянович не ограничится единичным письмом, а выявит всех «сволочей».

Пока Швыдкой молчит, в кулуарах его ведомства поползли слухи, что Михаил Ефимович вроде бы готов покинуть кресло директора агентства в обмен на гарантии «полного забвения» всей его бурной деятельности. И предоставления хорошего руководящего местечка – например, в ЮНЕСКО или на телеканале «Russia Today».

Правда, непонятно, как мировая культурная общественность воспримет явление гражданина, которого и в России-то больше знают не как авторитетного менеджера культуры, а как "телепаркетного", в последнее время все больше и больше публично косящего под дурика. Как это Швыдкой делал в новогодние дни, в шутовском наряде пытаясь изобразить песенку Винни-Пуха: «В голове моей опилки, да, да, да». К чему бы это?

Андрей Щербаков
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *