Несмотря на все призы и восторги, у «Горбатой горы» (Brokeback Mountain) перспектив в российском прокате мало. Дело вовсе не в том, о чем вы подумали. Иная сексуальная ориентация, экзотичность истории двух ковбоев, всю жизнь любивших друг друга, да так и не воссоединившихся, уже и для наших хотя бы и только кинопросторов – не очень экзотична.
На первый взгляд, фильм Энга Ли, мастера красивых панорам и романтических порывов, достаточно прост. В нем нет ни блестящих актерских работ, ни тонких, ироничных диалогов, ни неожиданных сюжетных поворотов. Все понятно чуть ли не с первых 20 минут: ковбойские страсти ничем не закончатся, а мир окажется во всем виноват…
Вот тут, пожалуй, и есть главная зрительская ошибка, на которую, по всей видимости, рассчитывал автор и которая, надо думать, заинтересовала просвещенную публику.
Кто и в чем виноват? Нетрадиционная ориентация – это воспоминания о детстве одного из партнеров – забитый насмерть палками гей.
Нетрадиционная ориентация – это жена одного из друзей, узнавшая правду о муже и бегущая из семьи. А еще нетрадиционная ориентация – это сдвиг в головах двух геев, старающихся скрыть свои интимные подробности и доказать миру, что они не хуже прочих.
Жениться и детей зачинать? Могут. Хулиганам дать отпор? Пожалуйста. Работать? Лучше других. В семье себя правильно поставить, детей воспитать? Всегда пожалуйста. Чуть ли не вся жизнь героев сводится к непрерывным попыткам доказать, что они – не хуже прочих. Что и приводит к противоположному результату – доказательству того, что они – другие, отдельные, неправильные. Фильм Энга Ли столь же прогейский, сколь и антигейский. Он – про несвободных людей.
У этой истории есть еще пара аспектов. Список пострадавших состоит не только из обладателей двух внутренних, невидимых миру горбов. В него включаются все, кто был героями включен в «операцию исправления» (или прикрытия).
В Европе, да и в Америке, тоже сексуальная ориентация уже не дело ни республиканской, ни демократической, никакой другой партии. Но вот указание Энга Ли на внутреннюю скованность, даже рабство – это досконально наше. Внутреннее рабство, внутреннее уродство, не позволяющее распрямиться.
Легко могу себе представить и организованные, например, демонстрации против показа фильма «Горбатая гора». Мало их советская власть за мужеложство сажала. К этому еще можно присовокупить коллективное заявление представителей традиционных религий. Мол, гнилую мораль и ложно понятую терпимость подбрасывают нам, подрывая нерушимые устои семьи и брака. Нам их однополые семьи – не пример.
Об этом читайте: Содомское право: Москву хотят превратить в "Горбатую гору"
Вообще, страх, который правит массами, утратив силу, угнездится в душах. Он скажет, что имя его - традиция, нравственный авторитет, моральная вершина. Но на самом деле, это - лишь очень большой, окаменевший прыщик, то есть, горб, превращающий человеческое сообщество в баранье.
Извините, если сказанное далее покажется уж совсем неуместным. В день защитника Отечества в Москве рухнула крыша рынка, погибли десятки людей, в большинстве, азербайджанцы, торговцы. Праздничный салют в этот день в Москве не отменили, министр обороны смеялся на праздничном концерте – его показывали в эфире. Мне очень хотелось бы надеяться, что салют не отменили вовсе не из-за национальной и социальной принадлежности погибших… А просто по недомыслию.
Ведь и на Олимпиаде победившие и не победившие российские спортсмены в этот день не надели черных ленточек на рукава – в знак траура. Ждали команды или решили не замечать?
Алексей Токарев
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.