В фантазийном фильме «Дневной дозор» есть эпизод, связанный с реальной историей, – вскрытием накануне Великой Отечественной войны могилы Сотрясателя Вселенной - Тамерлана . Почему прикосновение к праху средневекового полководца-мусульманина вызвало возрождение Сил Зла?
Исторический факт: в мае-июне 1941 г. группой советских ученых под руководством М.М. Герасимова были произведены раскопки в мавзолее Гур-Эмир, усыпальнице династии Тимуридов. «Экспедиция вскрыла пять захоронений: Тимура, его сыновей Шахруха и Мираншаха, его внуков Улугбека и Мухаммад-Султана», - писал в 1947 г. М. Герасимов.
Судя по описаниям ученых, Тамерлана похоронили по мусульманскому обряду. Поверх гроба Тимура сохранились остатки «парчового покрывала темно-синего, почти черного цвета, с вытканными на нем серебряной ниткой изречениями Корана». Железный Хромец (Темир Аксак – тюркский перевод имени Тимурленг; его европейский вариант - Тамерлан) лежал «на спине, с вытянутыми, сведенными в кистях руками… и головой, лежащей на правой щеке, лицом, обращенным в сторону Мекки». «Для успокоения души Тимура читали Коран, раздавали милостыню. После этого был выполнен тот же обряд, как во время поминок по Мухаммад-Султану», - пишет академик В.В. Бартольд . – «С плачем принесли собственный барабан Тимура; барабан своими звуками принял участие в траурной церемонии, потом кожу его разрезали, чтобы он никому больше не служил». Из обрядов в хрониках говорится только о чтении Корана, раздаче милостыни и угощения.
Далее начинается мистика . Дело не в том, что по ночам в мавзолее, где похоронили Тимура, раздавались стоны, которые прекратились только тогда, когда уведенных Покорителем Мира пленных отпустили на родину. Через 4 года после похорон Тимура, его сын Шахрух приказал удалить из мавзолея несогласное с правилами ислама убранство (передать в казну находившиеся в нем предметы одежды, утвари и вооружения) и вновь совершить траурные обряды. Заняв Самарканд, новоявленный владыка утвердил приставленных к мавзолею чтецов Корана. Действия, строго соблюдающего шариат Шахруха, вызвали неудовольствие и, прежде всего, военного сословия. В юности Тимур состоял на службе у «язычников» и не мог не перенять некоторых их обычаев и ритуалов, поскольку они составляли ядро его воинства.
Да, Тимур всем сердцем был предан исламу и с младых ногтей почитал законы шариата. Он считал себя суннитом, часто посещал шейхов и дервишей. Однако, по словам В.В. Бартольда , «тот же Тимур, который в Сирии выступал защитником Алия (храбрый, бескорыстный и красноречивый четвертый халиф Али ибн Абу Талиб, именовавшийся также Абу-л-Хасан ал-Муртада, или Отец ал-Хасана Угодный [Богу], двоюродный брак Пророка, женатый на его дочери Фатиме правил с 656 по 661 гг. При нем произошел первый раскол в исламе – ред. ) и его потомков, вследствие чего сирийцы считали его ревностным шиитом ( аш-шиа – партия [Али ибн Абу Талиба] считали, что только его потомство обладает благодатью, дающей им исключительное право власти – ред. ), в Хорасане восстановил суннитское (выступали за выборность халифа из наиболее достойных членов общины – ред.) правоверие, в Мазандеране наказывал шиитских дервишей за оскорбление памяти спутников Пророка».
Жившие в те времена в Трансоксиане тюрки и монголы частично добровольны исповедовали ислам. Однако большинство создали некую смесь из собственных верований и законов Пророка. Тимур тоже придерживался древней религии тюрок и монголов, которую можно охарактеризовать, как шаманизм. Именно на нем строился кодекс Чингисхана – яса. Ибн Арабшах писал о Тимуре, что он «плохой мусульманин, который предпочел закон Чингисхана закону ислама». Противоречие между единобожием ислама и политеизмом язычества с его целым сонмом богов в некоторых случаях можно логически объяснить. Коран не называет иные религиозные воззрения лживыми. Там сказано, что Аллах направлял посланников ко всем народам. По исламской традиции, таких пророков уже насчитывалось 124 тысячи – символическое число означающее бессчетность. После смерти Пророка, жившие в Исламской империи буддисты и индуисты, наравне с «людьми Книги» (ал-Китаб) христианами и иудеями, пользовались полной свободой вероисповедания. Мусульманские богословы уверены, что Коран уважительно относился бы и к шаманизму.
Тимур явно обладал сверхъестественными способностями и поддерживал контакты с потусторонним миром через сновидения и некоего посредника – ангела, как считали друзья, или демона, как говорили
недруги. После победы над Тохтамышем, Тимур, подобно язычнику Аттиле и прочим вождям кочевников, прямо на поле брани упал на колени, чтобы возблагодарить Небо. Как великий шаман он совершал вознесения на Небо, поднимаясь на сороковую ступеньку лестницы. Подобно другим языческим монгольским владыкам, он восходил на холмы, чтобы благодарить Небо за дарованную победу. Исследователи не уверены, следовал ли Тимур древнему монгольскому обычаю снимать шапку и вешать на шею пояс в знак подчинения божеству, но этот ритуал сохранялся даже в позднейшие времена. Например, владычества Бабура.
Косвенно непростое отношение Тимура к исламу подтверждается и тем, что он скончался во время неоконченного похода в Китай 18 февраля (по другим подсчетам 19 января) 1405 г., в холодную зимнюю ночь, выпив чересчур много вина. Как мы понимаем, правоверным это не рекомендуется практиковать и в малых дозах. Академик М.Герасимов объясняет наличие относительно длинных волос («на висках и сзади ушей» до 3 см – ред. ) на черепе Тимура, «вопреки принятому обычаю брить голову» тем, что он предпринял свой последний поход в холодное время года. Возможно и другое объяснение.
Среди мусульман, особенно в среде дервишей, Тимура тоже почитали посвященным. Возможно, хотя этого нельзя утверждать однозначно (слишком мало доказательств), что он был суфием. Известно, во всех странах, где есть мусульмане, есть и суфии. Даже в Турции, хотя там после революции Кемаля Ататюрка и отделения церкви от государства суфийские ордена запретили.
Суфизм происходит от арабского ат-тасаввуф и не имеет однозначной интерпретации. Суфийские авторы видят здесь корень СФВ – «быть чистым, непорочным» (примерно, как и слово «катары») или к выражению ахл ас-суф-фа (люди скамьи или навеса), которым обозначают наиболее благочестивых последователей пророка Мухаммада из числа малоимущих. Современные исламоведы придерживаются точки зрения, что истоком послужило арабское «суф» - «шерсть» - шерстяная власяница, типичный атрибут отшельника. Если верить такому авторитету в этой области, как Идрис Шах , то «суфий, как и «квакер», это не более чем прозвище, к которому они относятся с добрым юмором. Самих себя они обычно называют «друзьями» или людьми, «подобными нам», и узнают друг друга по некоторым природным способностям, привычкам и категориям мышления».
В одной из легенд рассказывается, что когда перед очами Тимура предстал широко известный своими любовными газелями поэт Хафиз , он грозно спросил бедно одетого старика. «Как ты смел написать, что за родинку на щеке любимой ты готов отдать Самарканд и Бухару – мои столичные города!» Хафиз показал на ворот своего засаленного халата и драную чалму: «О повелитель, видишь, до чего меня довела моя расточительность». Некоторым комментаторам кажется, что эмир отпустил поэта, удивленный (?) его находчивым ответом. Думается, великий лирик Востока своим ответом смог бы удивить уж какого-нибудь явно захудалого правителя. Властелин Поднебесной повелел наградить поэта не за остроумие, которое подстать любимцу публики Насреддину.
Ходжа Шамсуддин Хафиз , что в дословном переводе – Мастер Солнце религии, Хранитель; человек, знающий наизусть Коран - скрыл в сборнике своих стихов многие суфийские переживания. Его «Диван» используют как учебное пособие, а простой люд пользуется им как гадательной книгой, открывая страницы наугад.Если в исламе, как и в большинстве религий, роль женщины сведена к минимуму, то в суфизме Бог – всегда Возлюбленная, Женственность. «В образах суфийской поэзии, в которой любовная лирика оборачивается глубоким мистицизмом, а «лунноликость» возлюбленной, её родинки и т.д. оказываются символами из области психотехники и теософии», - писал замечательный ученый Евгений Алексеевич Торчинов в своем труде «Религии мира: опыт запредельного». И далее пояснял: Бог есть Дух, а Дух по-арабски рух – женского рода.
Кроме того, суфийские ордена напоминают по своему типу и происхождению школы китайского ( чань ) и тибетского буддизма ( кагъю-па ). Суфии объединялись вокруг авторитетного учителя (шейха, муршида), который назначал себе преемника (халифа). Суфийские ордена отличались друг от друга лишь разными системами психотехники. Таким образом, Тимур, с уст которого постоянно слышалось обращение к Аллаху и упоминание о джихаде, а в стане которого неизменно находилась мечеть, вынужден был постоянно доказывать свою силу перед шаманами. В XI веке шаманы правили в большинстве монгольских кланов. Времена, по сравнению с
эпохой Чингисхана, конечно, изменились. Но и в Моголистане XIV века оставалось много шаманов. Некоторые скрывались под личиной дервишей. И Тимур демонстрировал свою магическую силу.
Из десяти элементов суфизма, перечисленных Аль-Фариси, наряду с проницательностью мысли (пророческим даром, которым владел Тимур) упоминается также путешествия в другие миры. Сравните: «шаман видит далеко перед собой – сквозь горы, как если бы земля была одной гигантской равниной. Ничто более не скрыто от него; он не только может видеть вещи, находящиеся далеко от него, но он также может видеть души и… Страну мертвых». Так исследователь К.Расмуссен описывает характерные для шаманизма мотивы восхождения и полета. Кстати, сущность шаманской психотехники – камлание, происходит от тюркского (!) слова кам - «шаман».
Не зря местные старики не советовали приезжим ученым-атеистам тревожить прах Завоевателя Вселенной. Быть великой войне, говорили мудрые аксакалы.
Игорь БуккерНадо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.