«Закат» Гитлера завершился в российском «Бункере»

В столичном кинотеатре "Пушкинский" в рамках фестиваля "Черешневый лес" состоялась премьера картины названной в нашем прокате "Бункер" (в оригинале: "Der Untergang" - "Закат", в переносном смысле — "Гибель"), номинировавшейся на "Оскар-2005" в категории "Лучший иностранный фильм"
"Правда.Ру" уже неоднократно обращалась к этой теме, в связи с выходом киноленты в Германии . Теперь фильм Оливера Хиршбигеля российский зритель сможет посмотреть в кинотеатре "35 MM" со 2 по 15 июня.

Напомним, что известный по телесериалу "Комиссар Рекс", лентам "Эксперимент" и "Мой второй фильм" немецкий режиссер Оливер Хиршбигель снял свой фильм на основе воспоминаний личной секретарши Гитлера Траудль Юнге "До последнего часа" ( Bis zur letzten Stunde ) и немецкого историка, автора книги "В бункере Гитлера" Йоахима Феста .

Чтобы не повторяться и в очередной раз не пересказывать сюжет (слава богу, можно своими глазами увидеть) хотелось бы сосредоточиться на возражениях нашим критикам, пишущим на эту тему.

Прежде всего, досадные ошибки — например, фрау (госпожу) Юнге, которую некоторые "знатоки" в своих заметках превратили в мужчину(?); написали, что она попала в ближайшее окружение фюрера в апреле 45-го (на самом деле, в штате с 1943-го); другие говорят о том, что "она до сих пор жива и кается". Хотя фрау Юнге скончалась еще в феврале 2002 года — через несколько часов после премьеры документальной ленты "В мертвецком углу" ( Im toten Winkel ), показанной в рамках Международного Берлинского кинофестиваля. Позднее лента, в которую вошли отрывки из почти 10-часового интервью с Траудль Юнге, попала в широкий прокат под названием "До последнего часа". Перед кончиной она сказала режиссеру Отмару Шмидереру ( Othmar Schmiderer ): "Наконец-то, я выпустила на волю мою историю, теперь жизнь отпускает меня".

Дело вовсе не в секретарше! Как можно верить тем, кто пишет, не удосужившись даже перепроверить или уточнить информацию? Действительно, в Интернете много ляпов и ляпсусов. Вашего покорного слугу тоже не миновала чаша сия. Но прочитаешь эдакое, и хочется воскликнуть бессмертное: "Не верю!"

А веришь Бруно Ганцу, который сыграл Адольфа Гитлера. Театральный режиссер Андрей Житинкин в коротком интервью "Маяку" сказал:

- Я был удивлен, что наш зритель в конце захлопал, и не потому, что есть момент отторжения, а потому что картина сделана очень эмоционально, честно и сыграна хорошими актерами. Вы помните, сколько русских актеров карикатурно играли Гитлера, а это неправильно. Артиста Бруно Ганца я очень люблю и по другим немецким фильмам. Это очень хороший актер, и все нападки на него, что он сделал Гитлера человечным, неправомерны, ведь актер, перевоплощаясь, создавал образ, и логика его персонажа безупречна. Я не нашел ни одного прокола.

Это частное мнение профессионала. А вот тоже мнение, и тоже частное:

"Некоторых вещей делать просто нельзя. Никому же не придет в голову изобразить человеческие переживания Чингиcхана, Пол Пота или Мао. Эти люди сами отказались от человеческого, сделали свой выбор и отвечают по особым счетам".

Помню, как один мой хороший знакомый, увидев у меня в руках томик про террориста Нечаева из серии "ЖЗЛ", воскликнул: "Да это же бандит!" - "Конечно, — согласился я, — но в гораздо меньшей степени, чем Ленин или Иван Грозный". Масштаб преступления превращает его из злодейства в статистику. Возьмем, например, голливудскую киношку про Чикатило. Немного наивного страдальца-очкарика за свои, обусловленные генами и средой, преступные наклонности.

Не сопоставимы садист и кровавый политик? Безусловно. Гитлер убивал своими руками во время Первой мировой, когда служил в армии. Чикатило резал в мирное время. Что же запретить изучать психологию тирана и маньяка по той простой причине, что они человеков убивали? Так ведь и Раскольников по этапу пошел не за красивые глаза. Оцерковленных бесит Гарри Поттер, защитников прав животных возмущает глухонемой Герасим. И несть конца!

Объективное изображение прошлого может показаться оправданием. Не зря ведьговорят, что понять — это значит простить. Английский историк Брэдли писал в 1874 году: "Не бывает истории без предвзятости: истинное различие — это различие между автором, который не знает, в чем состоит его, может быть, ложная предвзятость, и автором, который упорядочивает факты и творит, сознательно исходя из оснований, которые ему известны и на которых строится то, что есть для него истина. Лишь осознавая свою предвзятость, история начинает становиться действительно критической и воздерживается (насколько это возможно) от фантазий, свойственных художественной литературе".

Вот тут-то мы и подошли к слабому месту создателей фильма "Бункер".

Наших критиков оправдывает только одно: они не видели документальную ленту с Траудль Юнге. "Для нас, создателей картины, ее ценность заключается не в том, чтобы выступать в качестве морализующих апостолов", — говорит режиссер "В мертвецком углу". — "Вместо этого мы хотели показать, как очевидец сам себя осуждает, сталкиваясь с вопросом, как бы он сам поступил в такой ситуации". Создатель документального фильма Отмар Шмидерер высказался о "Закате" (или "Бункере") как о "напичканной эффектами интерпретации á la Голливуд".

- Публику в этом случае привлекают динамичным сюжетом и музыкой, что не только уводит от темы, но и допускает ошибочные возможности для толкования.

Как тут не вспомнить маму?! На этот раз — Одессу-маму. Тут две большие разницы. Между вышеприведенным суждением и следующим. "Основная проблема фильма в том, что Гитлера было немножко жалко, а его соратники заслужили каплю уважения. Но мы не можем ни жалеть, ни уважать доктора Менгеле, Геббельса, Гиммлера, голубую кровь и белую кость Рейха, СС, армию, кровопийц и выродков, безумцев и мерзавцев", — как пишут наши критики.

А теперь предоставим слово Бруно Ганцу , отличную игру которого отмечает большинство посмотревших фильм.

- Почему вы вызвались играть Гитлера?

- После того, как Бернд Айхингер ( Bernd Eichinger ) прислал мне сценарий и книгу Йоахима Феста ( Joachim Fest ), я посмотрел фильм "Последний акт" ( Der letzte Akt / 1956) режиссера Г. В. Пабста ( G.W. Pabst ). Этот фильм убедил меня, что Гитлера действительно можно сыграть. Во время кастинга в Мюнхене я был ошарашен тем, насколько я похож — чисто внешне — на Гитлера. Потом все очень просто: взыграло актерское честолюбие — я захотел получить роль.

- Какой эпизод, который вам нужно было сыграть, показался самым трудным?

- Очень отчетливо вспоминаю сцену, когда у меня на коленях сидел ребенок и пел песенку "Нет сегодня чудесней страны" ( Kein schöner Land in dieser Zeit ) — и все знали, что этого ребенка из семьи Геббельсов — вскоре после этого собственными руками убьют его же родители. Это было ужасно. Хотелось встать и убежать. Были и другие трудные, жесткие сцены и диалоги, например, массовые антисемитские акции. Но когда я решил взяться за эту роль, мне было ясно, на что я иду.

- Какие надежды вы связываете с этим фильмом?

- Мне думается, что снова разгорятся споры об этом времени, как в случае с Гюнтером Грассом (имеется в виду роман "По пути краба"/ Im Krebsgang /, который вызвал неоднозначные отклики в немецкой прессе — ред. ), например, с книгами об утонувшем корабле, о бомбардировке немецких городов, о том, что немцы тоже были жертвами. Наш фильм рассказывает об ужасных преступниках, одержимых болезненной страстью к смерти и разрушению. Наш фильм также о властях предержащих и об идеях, которыми они манипулируют толпой.

Ссылки по теме:

Гитлер — животное с человеческим лицом. Режиссер "Комиссара Рекса" покусился на фюрера

Страсти по Адольфу или Danse macabre

В Германии снято табу на образ Адольфа Гитлера: в новом фильме его показали "тихим мечтателем"

Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *