«Ударим японской анимацией по американской мультиндустрии!»

Под таким негласным девизом девизом в Перми пройдет первый фестиваль японского анимационного кино "Анифест-2003". Фестиваль состоится с 3 по 9 февраля и организован пермским отделением "Общества Россия-Япония".

Организаторы фестиваля полагают, что с его помощью удастся отвлечь массового зрителя от интереса американским мультикам, и привлечь его к мультикам японским.

Японские мультфильмы — прямой потомок черно-белых национальных комиксов "манга", которые не менее популярны. Весь фильм чаще всего рисуется вручную в традициях классиков мультипликации. На создание фильма уходит не больше двух лет.

Правда, истории неизвестно, чем японская мультипликация лучше американской — ведь именно японские мультфильмы несколько лет назад вызвали массовые приступы эпилепсии. Впрочем, и без этого сложно сказать, чем Каспер хуже покемонов. А, учитывая восточный колорит японской мультипликации, прежде чем пропагандировать ее для "массового потребления в качестве альтернативы мультфильмам американского производства", следует очень хорошо подумать о психическом здоровье маленьких зрителей.


В Японии к мультипликации, как и ко всему остальному, относятся очень серьезно и японская анимация, безусловно, заслуживает внимания как культурный феномен. Вот только о пропаганде ее говорить и опасно и преждевременно.

Кроме Японии нет больше ни одной страны мира, в какой бы такое внимание уделялось комиксам и анимации. Создатели популярных японских комиксов — весьма состоятельные люди (Такахаси Румико — одна из самых богатых женщин Японии), наиболее известные из них — национальные знаменитости, манга составляет около четверти всей выпускаемой в Японии печатной продукции и читается независимо от возраста и пола. Положение аниме несколько более скромно, но также вполне завидно. Япония — единственная страна в мире, выдвигавшая на Оскар за "лучший иностранный фильм" полнометражный мультфильм.
Если во всем остальном мире неудачники в литературе начинают писать сценарии комиксов, то в Японии некоторые писатели "толстых журналов" начинали свою карьеру как создатели манги, причем потому, что изначально считали именно это поприще более для себя подходящим. Также и многие актеры-сэйю (озвучивающие анимацию), которые в других странах наверняка бы долго пробовали пробиться в мир "настоящего кино", с самого детства мечтали о работе на озвучании. Только в Японии живут значительные режиссеры, успешно снимающие и кино, и аниме, о которых можно сказать, что их главные художественные достижения — все-таки в области анимации (Осии Мамору и Анно Хидэаки).

Если в остальном мире анимация "паразитирует" на кино, то в Японии ситуация обратная. Особенно это заметно на ТВ-сериалах, в которых актеры часто играют в аниме-стиле, и на видеоклипах, для которых молодых звездочек-"идолов" тщательно гримируют в аниме-стиле. Это же характерно и для влияния аниме за рубежом. Так, братья Вачовски, создатели "Матрицы", неоднократно признавались, что ставили себе задачу воспроизвести "в живую" стиль японского аниме-киберпанка (в первую очередь — аниме-фильма "Призрак в "Доспехе").

Если экспансия японского аниме вкупе с манга начнется на запад и захватит Россию, придется еще побороться за ясный разум молодого поколения, который уже находится под воздействием Бивисов и Бадхэдов. А Боливар может и не вынести двоих.

Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *