Фестиваль Sundance в этом году должен быть более праздничным, чем обычно, ведь у него – 25-летняя годовщина. Однако серебряный юбилей омрачен экономическим кризисом, который уменьшил количество желающих попасть в кинотеатры.
К тому же, в канун фестиваля начались сокращения в кинобизнесе. В начале недели лейбл Warner Brothers Entertanment , который еще в прошлом году расформаровал три свои подразделения, сообщил, что увольняет еще 800 работников. Мелкие независимые инди-лейблы также проигрывают в борьбе за выживание. К тому же, в канун фестиваля армию безработных пополнил ряд известных кинокритиков.
В 1989 году Стивен Содерберг помог раскрутить Sundance и сделать его одним из самых авторитетных мировых фестивалей. Его фильм «Секс, ложь и видео» с триумфом демонстрировалось на Sundance, перед этим завоевав Пальмовую ветвь в Каннах. Тогда право на распространение кино получила небольшая компания под названием Miramax Films .
Тремя годами позже, независимый лейбл был перекуплен компанией Disney . Вскоре независимые фильмы снискали огромную популярность. Звездами стали Квентин Тарантино, Сэм Рокуэл и Пол Даматти. Ветераны Sundance вроде Брайана Сингера, Кристофера Нолана и уже упомянутого Содерберга начали печь блокбастеры как пироги. Sundance благоденствовал. Однако духа независимости, который витал над первыми фестивалями, уже явно недоставало.
С каждым годом Sundance представлял несколько восходящих звезд. Однако со временем инвесторы все чаще предпочитали работы с большим бюджетом.
Впрочем, сейчас, когда дела в американской экономике вообще, и в кино в частности, считаются очень плохими, Sundance продолжает открывать новые имена. И в этот трудный год лучшими независимыми работами, выставленными на Sundance , вероятнее всего станут фильмы «Несделанные кровати», «Большой фанат» и «В петле». Пока эти названия еще мало кому знакомы.
В трагикомическом фильме «В петле», впрочем, снимается еще несколько знакомых и до какой-то степени знакомых зрителю актеров, включая Джеймса Гандольфини и Стива Когана. А речь в кино идет о закулисных политиков Вашингтона и Лондона, которые привели к иракской войне.
В «Несделанных кроватях» речь идет о буднях лондонского сквота.
На фестивале также представлен саркастически смешной «Большой фанат» - режиссерский дебют Роберта Сигела, лучше известного, как американский писатель-юморист и автор сценария знаменитого «Рестлера». В главной роли – ужасный и бесстрашный Патон Освальт.
Центральная фигура замечательного американского документального фильма «Человек большой реки», снятого молодым режиссером Джоном Марингуином, рассказывает о судьбе словенского пловца на дальние дистанции Мартина Стреля, которому, волей случая пришлось переплыть несколько самых длинных рек в мире, включая Миссисипи и невероятно загрязненной Янцзы. Режиссер следует за Стрелем, который вместе с небольшой командой, включающей его собственного сына, пытается побить новый рекорд – пересечь Амазонку, изобилующую паразитами и пираньями.
На Sundance также демонстрируется фильм ветерана документального кино Джо Берлингера «Нефть» - кратко обозначенный критиками, как «история о большой нефти и маленьких людях». В фильме показана давняя война между 30 000 эквадорскими гражданами и компанией Chevron – одного из самых крупных производителей нефти в мире. Между прочим, в фильме участвуют не кто иной, как Стинг и его супруга Труди Стайлер – естественно, выступающие в защиту эквадорцев.
Если говорить о других знаменитостях, то, вероятно, самой знаковой фигурой фестиваля стал его отец-основатель Стивен Содерберг. На фестивале будет демонстрироваться его новая «внестудийная» работа «Опыт девушки как подруги» ( The Girlfriend Experience ). В этом фильме молодая девушка живет со своим парнем – горой мускулов без намека на личность, а также продает свое тело, а возможно, даже душу, каждому, кто лучше заплатит.
В этой картине Содерберг выступил в роли не только режиссера, но и оператора, а на главную роль пригласил порнозвезду Сашу Грей. Он снял «Опыт девушки как подруги» в октябре, и при этом сие творение до сих пор вне критики – в отличие от вызвавшего бурные дебаты фильма «Че», который Содерберг демонстрировал в мае прошлого года на Каннском фестивале.
В любом случае, что бы ни происходило в стране, участникам Sundance есть что показать своим зрителям. А нам лишь остается ждать, какие фильмы жюри назовут самыми лучшими.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.