Цветущая вишня: увидеть Токио и остаться жить

10 лет назад немецкий режиссер Дорис Дёрри, еще со времен обучения в вузе проявлявшая интерес к японской культуре, впервые оказалась в настоящем дзенском монастыре с двумя актерами, двумя представителями технического персонала и сырым сценарием в руках. Однако, несмотря на жесткое расписание съемок, съемочную группу в монастырь Содиджи Соин в Мозене пустили на особых условиях.

«Настоятель сказал: «Хорошо, вы можете снимать этот фильм здесь. - вспоминает Дорис. - Но при этом вы должны пройти все процедуры: вставать в три часа утра, медитировать до четырех, затем петь мантры, а кроме этого, с 6 : 30 по 7 часов вечера убирать монастырь. Я и не знала, что все это настолько серьезно».

«Я была единственной в нашей маленькой группе, кто не имел возможности точно выполнять все правила, - продолжает Дёрри. – И в то время как я что-то говорила моим актерам, один из монахов приходил и вручал мне метлу».

«И это было очень хорошо», - добавляет она. – «Потому что так я чувствовала себя там полезной».

Помимо снятой в монастыре комедии «Просветление гарантировано», Дёрри прославилось своей давней работой «Мужчины», а кроме того – написала множество романов и коротких рассказов.

Однако она искала творческой реализации в Японии, чувствуя при этом определенную симпатию к традиции дзен. На Западе достаточно много драм, в которых Япония действует как центральный персонаж.

К ним в какой-то степени относится и новый фильмом Дёрри - «Цветущая вишня», недавно выпущенный в прокат. Он в какой-то степени снят под влиянием классического фильма Ясуджиро Озу 1953 года «Токийская история».

Впрочем, семейные проблемы послевоенной Японии сильно отличаются от взаимоотношений отцов и детей в современной Германии. Если два поколения японцев чувствуют себя чрезмерно тесно связанными друг с другом, то здесь все с точностью до наоборот. Труди и Руди (Ханнелоре Элснер и Элмар Веппер) посещают в Берлине сына и дочь, которые слишком заняты работой и собственными детьми, чтобы уделить достаточно внимания собственным приехавшим в гости родителям.

Главные герои фильма - супруги предпенсионного возраста - действительно тесно спаяны между собой. Однако вскоре их разлучит смерть. Руди болен смертельной болезнью, но жена, как казалось, вполне здоровая женщина, внезапно умирает во время их поездки. И тогда Руди осуществляет давнюю мечту Труди – отправиться в Японию на праздник цветущей вишни. И там, в далекой прекрасной стране, он вновь обретает волю к жизни.

Дёрри сама пережила то, с чем столкнулся герой фильма – ей пришлось пережить потерю мужа, также режиссера Хелге Вайндлера. И, подобно Руди, глубже заинтересовалась и до того близкими ей культурными и духовными традициями Японии.

Сильно повлиявшие на нее фильмы Ясуджиро Озу она видела еще студенткой. Под впечатлением японского кино был снят самый первый ее фильм «Прямо к сердцу», который был показан в 1985 году на Токийском международном фестивале. «Я влюбилась в Японию», - рассказывает она.

«Я отмечала столь же глубокий интерес к мирным и восприимчивым восточным культурам у других немецких людей искусства, рожденных после войны, - говорит Дорис Дёрри. На особом месте стояло восхищение поэтичной японской культуры и жизненной позицией дзен.

Этот подход она пытается внедрять и в творчество. «Я не знаю ни одного моего коллегу, который бы наслаждался своей работой так, как я», - говорит она. Когда Дорис Дёрри снимала «Цветущую вишню», как в Японии, так и в Германии, с неизменно маленькой съемочной группой, она чувствовала себя свободной – прежде всего от роли режиссера – босса, начальника, хозяина положения. «Никто не обращал на меня внимания, - рассказывает она. – Я была всего лишь женщиной с камерой, - просто туристкой с камерой».

Автор Ангелина Федорова
Ангелина Федорова — журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру *
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *
Обсудить