Третье измерение страха: стереотриллеры наступают

Фильм ужасов – один из самых популярных и активно развивающихся жанров Голливуда. Сценаристы, режиссеры и менеджмент студий регулярно размышляют о том, как же посильнее напугать зрителя. В 1970-х годах для этой цели прибегали к помощи дьявола («Экзорцист»), в 1980 годам зрители больше всего боялись психически неуравновешенных подонков, орудующих мачете - («Пятница 13-е»). А затем самой волнующей темой стали будни борделя для садистов – («Хостел»).

Тема пыток также раскрыта во франшизе «Пила». Ее герой с говорящей фамилией Джигсо (Лобзик – в русском варианте Пила) все еще расчленяет свои жертвы. Однако избыток фильмов о пытках, многие из которых представляют собой дешевые клоны самых знаменитых, привел публику к желанию еще более острых ощущений. Теперь они хотят находиться на месте преступления, а может быть, даже в роли жертвы.

Лейбл Lionsgate решил удовлетворить спрос населения с помощью старого трюка – стереокино. И 16 января студия выпустит фильм «Мой кровавый Валентинов день 3D » - римейк канадского культового хита 1981 года о шахтере, ловко орудующем киркомотыгой. Lionsgate сочла, что это будет первым стереофильмом ужасов, выпущенном в США за последние 20 лет.

Если «Мой кровавый Валентинов день 3D» - фильм со скромным бюджетом примернов 20 миллионов долларов, будет иметь успех, то новая (то есть, хорошо забытая старая) технология начнет применяться в массовом масштабе. «Мы видим трехмерные «ужастики» как дело, прибыльное с финансовой точки зрения и вдохновляющее с творческой», - отметил один из руководителей лейбла Lionsgate Джо Дрейк.

Стереокино не следует путать с 3D-графикой. Технологии 3D-графики приводят к созданию «фильмов без актеров» – то есть, сугубо реалистичных компьютерных мультиков, которые таковыми даже не кажутся. Стереокино с помощью особого метода съемок кино – и просмотра через специальные очки – позволяет зрителям в кинотеатре посмотреть фильм в объеме, и, в том числе – увидеть в зале языки пламени, потоки воды, клубы дыма – в общем, все то, что происходит на экране.

Производители фильмов ужасов оценили возможности стереокино сразу же, как оно появилось. «Дом воска» и «Существо из Черной лагуны» имели большой успех, но аудитория вскоре устала от тогдашних очков для просмотра стереофильмов, которые вызывали головную боль. К тому же, по тем временам снимать такой фильм было дорого и сложно. Поэтому стерео стало для создателей «ужастиков», как, впрочем, и приверженцев других жанров кино, всего лишь причудой, которую они время от времени себе позволяли.

Новые возможности цифровых технологий и появление более комфортабельных очков вновь вызывали интерес Голливуда и публики к стереокино. Усилиями сотрудники Dream Works Animation и компании Уолта Диснея, в следующем году в прокат выйдет множество новых стереофильмов – причем, отнюдь не все из них будут «ужастиками».

Однако студия Lionsgate со своим хитом все-таки успела раньше. Она фокусируется исключительно на молодых любителях кино - и считает, что эта самая подходящая публика для внедрения многообещающей технологии.

«Я был потрясен возможностями стерео», - сказал Патрик Люсье, режиссер римейка «Моего Кровавого Валентинова Дня 3D». По его словам, новая технология вносит в кино неповторимую свежесть и уникальность. Она позволит зрителям «испытать максимум переживаний от фильма».

Люсье и компания Lionsgate настаивают, что они не используют 3D просто как трюк. Напротив, они пытаются с ее помощью больше раскрыть сюжет и при этом обеспечить глубину восприятия. И вероятно, зрителям придется уворачиваться от киркомотыги главного героя и при этом стараться крепче держать в руках попкорн.

Работа с 3 D , разумеется, вносит свои коррективы в сам жанр «ужастика». Прежде всего, съемки фильма обычно требуют много света. Однако свет и страх, в общем, несовместимы – и воспроизведение в зрительном зале атмосферы полутемного подвала с подкрадывающимися тенями, вероятно требует особого творческого подхода.

Создателям «Моего кровавого Валентинова дня – 3D» удалось решить эту задачу – ведь действие их фильма происходит в темной заброшенной шахте. Между прочим, на современных технологических возможностях кино были завязаны, как сценарий, так и запланированные эффекты.

Как и все студии, экспериментирующие со стереокино, Lionsgate борется с сокращением количества кинотеатров, специально оборудованных для стереосеансов. В натоящее время из-за нехватки таких помещений в 1600 кинотеатрах придется показать двухмерную версию «Моего кровавого Валентинового дня – 3D ».

Действие фильма проходит в шахтерском городке под названием Гармония через 10 лет, после того, как местный житель с особой жестокостью убил 22 своих земляков киркомотыгой. Еще один шахтер (Денсен Аклес из телевизионного шоу «Сверхъестественное») отсидевший в тюрьме из-за судебной ошибки, вовращается домой и надеется во всем разобраться. Там он встречает старого знакомого (Джейми Кинг, известный по «Городу греха») Между делом он женится, причем его избранницей становится шериф города (Керр Смит). А в городе вновь начинаются массовые убийства киркомотыгой.

При всем при этом, Лусьер, по его утверждению, сделал все, чтобы не снимать традиционный пошлый ужастик, «завязанный» на пытках или чем-то подобным. Он сам решительно заявил об этом и добавил: «С меня хватит!» Здесь забавно то, что как раз так называется один из самых популярных триллеров с участием Дженнифер Лопес.

Читайте еще в разделе "Культура".

Автор Ангелина Федорова
Ангелина Федорова — журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру *
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *
Обсудить