В прокат выходит новый французский фильм «Класс». По его названию легко догадаться, что речь в нем пойдет об учебных занятиях. К счастью, эта французская картина совсем не похожа на жуткие американские аналоги типа «Класс-1984» и другие то ли боевики, то ли ужастики о трудовых буднях учителя в американской школе.
Тем не менее, американские критики видят в показанной в «Классе» школе ту, которую когда-то закончили сами. Наверное, программа и впрямь отличается не очень сильно - трудно сказать, сохранились ли в Париже, - месте действия фильма, - хоть какие-то уникальные традиции когда-то блиставшего на весь мир европейского образования.
Но характерной для «школьных» американских фильмов «чернухи» или чересчур упрощенного показа характеров и проблем в «Классе» нет – напротив, фильм гуманный и интеллигентный.
И это навело на мысль уже российского критика сравнить «Класс» с классической советской картиной «Доживем до понедельника». При том, что главный герой фильма – учитель Франсуа – учит государственном языку страны отнюдь не только тихих ботаников, чьи отцы и деды родились в Европе.
Едва ли не большинство его учеников - повышенно эмоциональные и даже боевые жители Азии и Африки. И многие из этих ребят очень плохо говорят по-французски.
Роман, по которому снят этот фильм, называется «Между стен» - и, судя по названию, - главная его цель, разрушение всевозможных барьеров между людьми. Барьеры существует между людьми разных национальностей, разного уровня образованности, а также – между учителями и учениками. И лишь самым разумным учителям удается их преодолеть.
Любопытно, что книга это – автобиографическая, и написана обычным учителем, который в фильме играет фактически самого себя. Учитель и писатель Франсуа Бегодо впервые получил актерский опыт в роли Франсуа Морена. Она сводилась к тому, что он под руководством режиссера Лорана Канте выполнял обычную педагогическую работу перед камерой – как в жизни.
Лоран Канте, несмотря на то, что его имя до сих пор не гремело по всей планете, за свои предыдущие фильмы «Рабочая сила», «Кровожадные», «На юг» и «Времяпрепровождение» получил такие премии, как «Сезар», а также Венецианского и Монреальского фестиваля. И в этом контексте не было ничего удивительного, что и «Класс» получил «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском фестивале.
Главный герой фильма Франсуа, и в жизни, и в кино пытается быть скорее другом своим ученикам, чем какой-то авторитетной фигурой. И самые большие профессиональные проблемы ему задают три ученика – застенчивый китайский мальчик Вэй Хуань, который почти не говорит по-французски, боевой африканец Сулейман и нахальная арабская девочка, Сандра, которая учится из рук вон плохо, но хвастает, что читала «Республику» Платона.
У фильма, безусловно, очень много достоинств, но он не очень подходит для просмотра с субтитрами. Дело в том, что в «Классе» изрядная часть сюжета строится на том, как ученики-иммигранты пытаются усвоить французский язык.
Фильм пересыпан сугубо языковыми шутками, которые в нашем языке аналогичны анекдотам про армянское радио - «имейте в виду, что «тарелька» и «вилька» пишутся без мягкого знака, а «сол» и «фасол» - с мягким знаком». В случае, если эти шутки будут непонятны зрителю, он упустит многое. Так что, для наилучшего восприятия «Класса» фильм хорошо было бы качественно продублировать.
Режиссер Лоран Канте, сценарий Канте, Франсуа Бегодо и Робин Кампильо, по роману «Между дверей» Франсуа Бегодо, оператор Пьер Милон, Катри Пижол и Джорджи Лазаревски, редактор Кампильо и Стефании Лежер, продюсер Кароль Скотта, Каролин Бенжо, Барбара Лательер и Симон Арналь, выпущено Sony Pictures Classic .
В ролях: Франсуа Бегодо (Франсуа), Вей Хуань (Вей), Эсмеральда Эртани (Сандра) и Франк Кейта (Сулейман). Время просмотра 2 часа 8 минут.
Читайте еще в разделе "Культура".
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.