Дэвид Тьюлис сыграл коменданта лагеря смерти в фильме "Парень в полосатой пижаме", а Уиллем Дефо - подобную роль в новой работе Пола Шрейдера "Воскресшем Адаме".
В "Читателе" Стивена Долдри, поставленном по мотивам бестселлера Бернарда Шлинка, Кейт Уинслет играет охранницу концлагерей, которой впоследствии предложили в некотором смысле еще более захватывающий род деятельности.
Том Круз, звезда "Валькирии" Брайана Сингера, а в фильме полковник Краус фон Штауфенберг, носит униформу третьего рейха, но не считает себя настоящим "наци", скорее - немецким офицером-патриотом, и участвует в заговоре с целью убийства Гитлера.
Главный персонаж "Воскресшего Адама" (Джефф Голдблам) в недавнем прошлом выступавших в берлинских ночных клубах, оказывается в концлагере. Фильм чем-то отдаленно напоминает "Полет над гнездом кукушки", хотя ужасов в нем даже больше, чем в шедевре Формана.
А в "Вызове" Дэниэл Крейг превращается из Джеймса Бонда в Тувию Бельски - реально существовавшего руководителя группы еврейских партизан, которые боролись с немцами в лесах Белоруссии.
Если говорить о европейских кино на тему нацизма и Холокоста - то самые популярные из них "Фальшивомонетчик" и "Черная книга" - вышедшие почти одновременно с американскими "Секретом" и "Однажды ты поймешь".
Впрочем, почти одновременное появление всех этих фильмов поразительно, так что можно смело приходить к выводу, что в начале XXI столетия в культуре Европы и США - то есть, на экранах и книгах описывается великая общечеловеческая травма середины XX столетия.
И количество мемуаров, романов, документальным и художественным фильмам, относящихся к Второй мировой войне в целом и отдельным ключевым ее эпизодам, например, Холокосту, превосходит все книги на другие исторические (и не только исторические темы), в то время как количество такого материала ставит неудобные вопросы. Почему их так много? И почему сейчас?
Из моральных императивов, провозглашенные после трагедии, например, европейских евреев – «Никогда не забыть» и «Никогда снова», кажется, следует, что история о Холокосте должна воспроизводиться на экране вновь и вновь.
И все-таки, кажется, многие исследования, документация, строительство мемориалов и музеев, написание книг и сценариев – неважно, насколько скрупулезных и исчерпывающих, иногда кажется частичным, неадекватным и запоздалым.
И трагическое предвидение неэффективности всего этого способствует созданию все большего и большего количества материала.
Вскоре после войны немецкий искусствовед и социолог Теодор Адорно заявил, что «писать поэзию после Аушвица – варварство». Эта цитата часто использовалась как довод в пользу того, что события Второй мировой войны не поддаются описанию словами или картинами - ничего нельзя сказать об этом экстраординарном, несравнимом факте геноцида.
Одна эти события все-таки породили произведения искусства - и многие и них, особенно написанные (или поставленные) вскоре после войны - стали настоящими шедеврами.
Однако если Вторая мировая война и Холокост могли вдохновить на великие произведения искусства, он может бытьтакже полем для эксплуатации, претензий и вульгарности.
Аура, которая все еще окружает эту тему, приводит к созданию множества мелочно-сентиментальных фильмов и книг. В таких типовых фантазиях на тему непременно задействована запретная любовь и ряд других сюжетных штампов. А авторы защищают свои творения от критики напускной серьезностью и пиететом. Хватает в этой сфере и самого настоящего китча - и тут уж ничего не поделаешь.
Кейт Уинслет как-то сказала: «Я заметила, что если вы сделаете фильм о Холокосте, вам гарантирован Оскар», Она шутила, конечно, но в этой шутке есть частичка правды. Почему еще вы предполагаете, что все фильмы, написанные в начале этой статьи, включая «Читателя» с участием самой Уинслетт, выходят к ноябрю и декабрю? Ведь не в честь же еврейского праздника Ханука!
Впрочем, может, дело и не только в надежде на «Оскара». Выпуск фильма в «высокий» киносезон может произвести больше впечатления. А если уж всех режиссеров так волнует тема Второй мировой войны, то и глубокое погружение в историю.
И несмотря на весь интерес Голливуда к событиям 1930-40 годов, для американской аудитории фильм о Второй мировой войне сейчас более или менее эквивалентен вестерну, боевику или какому-нибудь фильму о рыцарской эпохе.
Для европейцев война - не просто недавнее прошлое, это почти настоящее. Поэтому кино для них - это возможность пережить эти события заново, а значит, действительно приблизиться к тому, чтобы они больше никогда не повторились.
Читайте еще в разделе "Культура".
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.