Жак Мерин - романтик с большой дороги

На экраны вышел гангстерский боевик «Враг государства № 1». Помимо прочего, реализма и жизненности этому, без сомнения интересному фильму прибавляет то, что он снят по реальным событиям.

Сценарий картины написан по мотивам автобиографии гангстера Жака Мерина. Свое творение он написал в тюрьме, а потом тайно передал на волю.

Знаменитый преступник погиб в 1979 году и заслужил посмертную славу в качестве отрицательного фольклорного персонажа - эдакого Фантомаса.

Фильм снимался по крайней мере, в шести странах, в которых «жил и работал» знаменитый преступник, и, несмотря на «попсовую» тему, тянет на настоящее произведение искусства.

«Враг государства № 1» сочетает в себе качество и массовость, и, тем самым, заставляет зрителя вспомнить лучшие времена французского кинематографа. И это несмотря на то, что его, в основном, сравнивают со всевозможными американскими аналогами - «Крестным отцом», «Бонни и Клайд» и «Казино».

Характерная для боевиков жесткость сочетается в фильме с красиво поданными любовными линиями, а у Венсан Кассель в главной роли демонстрирует просто бездну обаяния.

Конечно, изображение знаменитых преступников в качестве предметов для подражания – спорная художественная задача, но исполнитель главной роли и режиссер Жан-Франсуа Рише справились с ней блестяще.

И, как и следовало ожидать, во Франции и в Европе в целом фильм дает небывалые в последние годы кассовые сборы.

Жерар Депардье.
Жерар Депардье.
Свою роль в этом, безусловно, играет не столько блестяще обыгранная тема и выигрышный сценарий, сколько многочисленные звезды, снявшиеся во «Враге».

Среди них Жерар Депардье, Жерар Ланви, Матье Алмари, Людивин Санье, Сесиль Де Франс, Жиль Лелуш, Самюэль Ле Бьян. Режиссером фильма стал Жан-Франсуа Рише.

Такие люди могли создать только шедевр – ведь, помимо трюков и всевозможных эффектов, они смогли внести в фильм еще и по-настоящему тонкую и талантливую актерскую работу – чего вряд ли можно ждать от большинства голливудских звезд.

Многие находят параллели между «Врагом государства» и «Братом» - как первым, так и вторым, и, наверное, в чем-то правы. И там, и тут, молодой человек возвращается с войны. Он привык убивать, так что и не помышляет стать к станку, а сразу же выбирает подходящую «мужественную» профессию.

Впрочем, Жан-Франсуа Рише намерен отнюдь не рекламировать преступный бизнес, а всего лишь правдиво показать часть истории своей родины. Его осенила «идея осветить частицу истории Франции не через Бонапарта или Луи XVI, а через человека, мимо которого вы могли легко пройти на улице…»

Фильм представляет собой дилогию «Первая часть фильма «Враг государства № 1» - о молодом человеке, ищущем свою индивидуальность. Вторая часть – о мужчине, который четко понимает, куда ведут его решения и выбор, но все равно идет в этом направлении», - объясняет исполнитель главной роли Венсан Кассель.

В фильме красочно описываются все «трудовые подвиги» Мерина – как он грабил банки, скитался по разным странам и тюрьмам.

Сесиль Де Франс.
Сесиль Де Франс.
В своих преступных целях месье Жак активно использовал СМИ, зал суда для него был чем-то вроде сцены.

Свою творческую фантазию Месрин реализовал на максимуме в финале одного из подобных скучных мероприятий. Во время прочтения приговора он ухитрился взять судью в заложники и вместе с ним сбежать.

Конечно, обаятельному французу в его приключениях помогали женщины – и какие женщины! В одной из его любовниц и сообщниц, Джин Снайдер исполнительница роли Сесиль де Франс «открыла для себя потрясающую женщину с довольно необычной судьбой».

Жан-Франсуа Рише также видит в главном герое нечто большее, чем просто романтичного бандита. «Во Франции мы любим людей, умеющих заявить свое «нет». – говорит он. - Франция была построена на протестах.

Великая французская революция, Парижская Коммуна, май 68-го года. Мерин своего рода анархист и диссидент. Нам нравятся такие образы».

На деле, политические моменты в фильме действительно есть. Например, герой Жерара Депардье, Гидо, который покровительствует молодому Жаку Мерину, - член тайной военной организации, существовавшей во Франции во время войны в Алжире.

Сам Депардье, считает, что «у Мерина был собственный моральный кодекс. Он не был той сволочью и животным, которым его принято показывать. Это была более сложная фигура, чем кажется теперь».

И все-таки, для того, чтобы выяснить, насколько характер Мерина заслужил столь серьезного рассмотрения и лестной оценки, наверное, следует посмотреть фильм.

Читайте еще в разделе "Культура".

Автор Ангелина Федорова
Ангелина Федорова — журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру *
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *
Обсудить