Конец света - как это будет?

Все чаще слышатся разговоры о конце света. К нему наиболее усердно готовятся кинематографисты. В последнее время появилось огромное количество постапокалиптических фильмов – то есть, фильм, описывающих жизнь оставшейся части человечества уже после крушения цивилизации.

Знаменитая теория «Пределов роста» и «Устойчивого развития», выдвинутая Деннисом Медоузом в 70-е годы, предрекает нашей цивилизации гибель в том случае, если человечество не создаст альтернативные источники энергии, прекратит безумное расточительство и загрязнение окружающей среды, а также не разработает общественное устройство, далекое от следования примитивному принципу «человек человеку волк».

Покуда продвижений на этом пути не видно. Тем не менее, в работах кинематографистов, как это вообще принято на Западе, недостает яркости художественного предвидения.

Сюжеты выглядят, мягко говоря, не очень реалистичными или даже явно маловероятными. При том, что в мире хватает реальных проблем и опасностей, авторы концентрируются на нереальных.

В «Дне Триффидов» 1981 года, снятого по роману Джона Уиндэма, земляне становятся жертвами сразу двух маловероятных явлений – слепящей кометы и агрессивных растений.

В «Тихой Земле» 1985 дела обстоят немного получше. Большая часть человечества погибает в результате физического эксперимента – что отсылает нас ко всевозможным тревогам по поводу функционирвания коллайдера и других ускорителей, еще не разу не оказавшимся обоснованными. Главный герой находит друзей среди немногочисленных выживших и пытается выяснит, что же именно случилось со всеми остальными.

В фильме «28 лет спустя» причиной страшной эпидемии оказываются не «зеленые» экстремисты. Они вторгаются в центр исследования приматов и выпускает из секретной научной лаборатории обезьяну, зараженную вирусом особо страшной формы бешенства.

Смертельный вирус, передающийся через кровь за считанные секунды, приводит к мгновенному заражению. Человек, заболев, пытается загрызть, и, разумеется, заражает окружающих.

В фильме «12 обезьян» 1995 года наша планета также заражена смертельным вирусом. Поэтому люди вынуждены жить под землей, что сопровождается всеми соответствующими такому положению "удобствами": теснота, жуткий воздух, необходимость экономить на всем, начиная от еды и питья и заканчивая кислородом. Спасают ситуацию исключительно путешествия по времени.

Драма «Нити» тоже не блещет реализмом, точнее, лишний раз доказывают, что ряд идей, относящиеся к Советскому Союзу, на деле были проекцией политики США. В фильме Советский Союз нападает на Иран, а США и Великобритания осуждает агрессивную политику нашей страны.

Из-за этого однажды весенним днем без предупреждения СССР нападает на Англию и уничтожает целые города, при этом щедро осыпая их атомными бомбами. Это тоже типичный случай сваливания с больной головы на здоровую, хотя и политики не США, а а фашистской Германии. В наше время подобным образом пока поступила пока лишь Грузия – однако она, на наше счастье, не располагает ядерным оружием.

Фильм 1979 года «Безумный Макс» все-таки содержит долю художественной правды. По его сценарию, цивилизация погибла, начались дикие порядки и нравы, и лишь храбрость отдельных людей способна защитить их и их близких. А вот в фильме «День независимости» на человечество нападают инопланетяне.

Таким образом, из всех постапокалиптических картин на реальный фильм-предупреждение тянет только фильм «Матрица» - да и то лишь первая его часть. И совсем не в буквальном, а метафорическом смысле.

Безусловно, мы воспринимаем мир не совсем таким, каким он является – и в этом, по большей части повинны реклама, телевидение, всякого рода политтехнологии и методы манипуляции сознанием, оболванивающие граждан. Таким образом, «Матрица-I» - не столько о будущем, сколько о нашем сегодняшнем дне.

Правда, надежда умирает последней. В самое ближайшее время выходит серьезный постапокалиптический фильм «Дорога», претендующий на реалистичность, а также психологизм и прочие художественные достоинства.

Он снят по серьезному роману Кормака Мак-Карти и показывает мужчину, бредущего вместе с маленьким сыном по испепеленной Америке. У них нет ничего, за исключением пистолета, который отец применит для защиты себя и сына от преступных банд.

Кругом выжженная земля, радиация, на голову валится серо-черный пепельный снег, вокруг хлам и развалины, следы былой жизни, а также полное отсутствие людей – за исключением редко встречающихся бандитов.

В этом фильме снимаются Вигго Мортенсон и Шарлиз Терон, которая играет жену главного героя, оставшуюся лишь в воспоминаниях. Режиссер – Джон Хилкоут, сценарист – Джо Пенхолл. Релиз ожидается в конце нынешнего или начале следующего года.

Читайте еще в разделе "Культура".

Автор Ангелина Федорова
Ангелина Федорова — журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру *
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *