Музей Жана Кокто откроется во Франции

Мемориал одного из самых известных французских деятелей искусства первой половины ХХ века Жана Кокто – художника, кинорежиссера, драматурга, романиста, поэта и эссеиста – будет создан в Ментоне, на Лазурном берегу Франции. Он откроется в 2011 году.

Основу экспозиции составят 1500 работ Ж. Кокто, принадлежавших недавно скончавшемуся Северину Вундерману. Музей Кокто будет построен по проекту архитектора Руди Ричотто и будет представлять собой здание со стеклянными стенами, обрамленное по периметру своеобразной колоннадой, представляющей собой фрагменты стены неправильной формы, на которую будут опираться перекрытия галереи. Она защитит от перегрева стены музея, а его посетителей – от жаркого средиземноморского солнца. Одновременно создается эффект перемежающихся темных и светлых полос.

Сооружение, расположенное близ исторического центра Ментона, строится по заказу городских властей. Здание будет невысоким: напротив, некоторые его помещения будут находиться под землей. Основную часть внутреннего пространства займет выставочный зал полуподвального этажа с высотой перекрытий 7 м. Всего полезная площадь музея составит 2 700 кв. м.

Это не первый музей Кокто. Там же, в Ментоне, Кокто был привлечен к реставрации крепости XVII века «Бастион», который он превратил в выставочный зал для своих работ. Здесь и сегодня экспонируются картины Кокто, написанные маслом, акварелью и пастелью, а также керамика, гобелены, фаянс и мозаика – все, что отражает многогранный талант этого художника.

Кокто отделал в 1958 году и Свадебный зал в ратуше Ментоны, который был признан подлинным шедевром. Центральная картина зала и портреты вечных влюбленных Орфея и Эвридики, рассказывающие их историю через аллегорию свадьбы, в которой соседствуют поэзия и юмор, прорисованы слегка причудливыми извилистыми линиями.

Жан Кокто (1889 - 1963) родился в расположенном под Парижем местечке Мэзон-Лаффит. Его формирование, как художника произошло в 1910-е годы под влиянием спектаклей «Русских сезонов» Сергея Дягилева – балета и музыки Игоря Стравинского, живописи Пабло Пикассо и Амадео Модильяни, поэзии Гийома Аполлинера, музыки Эрика Сати.

Кокто с его разнообразными талантами и чуткостью ко всему новому оказался вдохновителем многих художественных начинаний эпохи, прежде всего в области театра и музыки. По разнообразию сфер творчества и яркому темпераменту его вполне можно сравнить с деятелями эпохи Ренессанса.

Он стал идейным вдохновителем содружества французских композиторов, получившего в истории музыки имя «Шестерка», в которое входили Дариюс Мийо, Артюр Оннегер, Жорж Орик, Франсис Пуленки другие композиторы. Как художник-график, Кокто выступил на рубеже 1910-х и 1920-х годов, когда на смену кубизму приходит возвращение к натуре, но уже на других, чем прежде, началах. Рисование было для французского художника подобием письма; на бумагу переносилось не увиденное с натуры, а пережитое и осмысленное.

Поэзия же Кокто развивалась от дадаизма ("Стихи", 1920 г.) к сюрреализму (сборник "Опера", 1927).

Наибольшую же известность ему принесли фильмы. «Красавица и чудовище» (1945 г.) – сюжет, более известный русскому читателю по сказке Сергея Аксакова «Аленький цветочек»). А также три фильма, которые и укладываются в рамки трилогии, поскольку объединены общей идеей, темой и даже героями. «Кровь Поэта» (1930 г.), «Орфей» (1946 г.) и «Завещание Орфея» (1959 г.). Самым популярным стал второй фильм.

Кокто писал и пьесы, в том числе трагедии на древнегреческие сюжеты. Но в Эдипе, Антигоне и Орфее греческие - лишь имена. На самом деле это современники, пытающиеся распутать клубок проблем, мучающих самого автора. Среди же самых известных пьес Кокто были «Трудные дети», «Несносные родители», «Адская машина», «Человеческий голос», по которой Франсис Пуленк написал монооперу. Игорь Стравинский в свою очередь использовал трагедию «Эдип» для своей оратории «Царь Эдип».

Довольно рано, еще в лицее, Кокто осознал свою нетрадиционную сексуальную ориентацию и вскоре перестал ее скрывать. Познакомившись в 1937 году с двадцатитрехлетним Жаном Маре, он влюбился в молодого красавца и – попутно - открыл его актерский талант. Специально для Маре Кокто написал своего «Эдипа». Впрочем, впоследствии Кокто разорвал близкие отношения с другом, посчитав что Маре будет тяготиться связью со стариком.

Умер Жан Кокто в своем загородном доме близ Фонтенбло 11 октября 1963 года.
Автор Павел Урушев
Павел Урушев— редактор отдела науки интернет медиахолднга Правда.Ру
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *
Обсудить