Сегодня знаменитый француз испанского происхождения Жан Рено отмечает 60-летний юбилей и 30 лет творческой деятельности в мировом кинематографе. Жан Рено (настоящее имя Хуан Морено и Хедерике Хименес) снялся почти в 70 фильмах. Большинство картин с его участием стали киноклассикой. Среди них такие известные ленты, как «Никита», «Леон», «Ягуар», «Ронин», «Багровые реки», «Васаби», «Корсиканец», «Невезучие» и др.
Жан Рено родился 30 июля 1948 года в Касабланке, в семье испанских беженцев. В 1960 году семья Рено вернулась в Европу, откуда ранее они бежали в Марокко, спасаясь от деспотического режима генерала Франко, и поселилась во Франции. Рено пришлось послужить во французской армии, чтобы получить гражданство. Позже, увлекшись театром, он брал уроки актерского мастерства, но, несмотря на активную молодую актерскую жизнь, карьера Рено в кино не складывалась.
Долгое время он оставался малоизвестным актером, как говорится, «на все случаи жизни». И не ясно, как сложилась бы его судьба, если бы не знаковая встреча с режиссером Люком Бессонном – известным первооткрывателем новых дарований в кино - в 1983 году, который начал снимать талантливого харизматичного актера-самоучку едва ли не в каждом своем фильме. И сегодня трехдневная щетина, очки «базилио» и Беретта с глушителем – стали его визитной карточкой.
В 1984 году фильм «Подземка», где Жан Рено сыграл барабанщика, прославил Люка Бессона, Изабель Аджани и Кристофера Ламберта. А через десять лет Бессон снял знаменитого «Леона» - историю малограмотного, но чертовски обаятельного киллера, что возвела Жана Рено в звезды мировой величины. Фильм, в котором хладнокровный убийца Леон предстает перед зрителем, прежде всего, живым человеком, воспитывающим малолетку Матильду (Натали Портман), осиротевшую стараниями наркомана-полицейского (Гэри Олдмэн), сделал Жана Рено лауреатом Французской академии киноискусства за лучшее исполнение мужской роли.
Наиболее крупной и серьезной из последних работ Жана Рено в кино, пожалуй, можно считать роль Винсента в ленте Джона Франкенхаймера «Ронин». Этот герой максимально соответствует тому кинообразу, который Рено старательно создавал во всех своих картинах: суровый молчаливый профессионал с большим жизненным опытом, находящийся на волоске от смерти.
Именно такая характеристика, а также трехдневная щетина, точность и лаконизм в проявлении чувств, уверенность в себе, внешняя мужественность и внутренняя сила, скрывающая душевную уязвимость и одиночество – тот самый образ, созданный Рено, что сменил персонажей Алена Делона, Жерара Депардье, Жана-Поля Бельмондо и Жана Габена.
«Я принимаю далеко не все предложения, но не пропускаю самые интересные из них, как, например, в интеллектуальном триллере «Код да Винчи». Кто в здравом уме откажется играть с Томом Хэнксом?! – говорит сам о себе и своей работе Жан Рено. - Однако я не забываю и о Франции, и о театре. Я давно не работал в театре. Это совсем другое актерское мастерство, чем в кино, требует больше энергии, больше физической отдачи.
Мне хочется остановиться на какое-то время, отвлечься от кино, иметь какую-то постоянную роль в моей жизни, пусть на время.
Мне нравится идея работы каждый вечер, возвращаться домой после спектакля пешком, в компании друзей или моей невесты, посидеть в кафе, лучше на улице, глядя на ночные огни Парижа, наслаждаясь бокалом вина и неспешной беседой, хорошей шуткой, или просто помолчать, перебирая пальцы моей подруги, ощущая тепло ее прикосновения».