21 июня Народному артисту России Валерию Золотухину исполняется 67 лет . Старшее поколение помнит его по фильмам «Бег», «Брежнев», «Жизнь и удивительные приключения солдата Чонкина», «Сказ про то, как царь Петр арапа женил». Однако в фильмографии актера, насчитывающей более 60 картин, пожалуй, самая запоминающаяся работа – роль мясника из «Дозоров» Тимура Бекмамбетова. Образ папаши-вампира в переднике и бандане разрушил представление о Золотухине, как о заложнике своего амплуа.
Валерий Золотухин родился в 1941 году в селе Быстрый Исток Алтайского края. В семилетнем возрасте с ним случилось несчастье – по детской неосторожности в познании мира Валерий вывалился он из окна второго этажа и сильно разбил колено. Помощь была оказана не сразу и неправильно.
На ногу пострадавшего - от бедра до щиколотки - положили гипс, под которым, к счастью, завелись вши. Гипс вовремя сняли, поскольку иначе Золотухин на всю жизнь остался бы калекой. Лечение пришлось продолжать в санатории, где Валерию поставили диагноз туберкулез кости. Врачи были едины во мнении, что пациент никогда не сможет ходить самостоятельно.
Однако, полученная тяжелая травма, не мешала Валерию мечтать о карьере актера. «У меня всегда было чувство счастливой уверенности в себе, я даже допустить не мог, что не достигну задуманного. А мечтал я ни много, ни мало, а стать артистом, - вспоминает Золотухин.
К моменту поступления в театральный вуз приобретенная хромота Золотухина не прошла, но, тем не менее, он поступил в ГИТИС на отделение оперетты – с таким коленом, конечно, только туда, где надо с легкостью петь и танцевать. «Чтобы не отставать от коллег, мне приходилось гораздо больше заниматься. От таких нагрузок в любой момент могло произойти обострение. Тем более, что по своей внешности я скорее подпадал под амплуа комика и простака, а тут уж пришлось бы на сцене выкладываться на полную катушку, - говорит Золотухин. - Я понимал, что долго в таком напряжении не протяну. Но я фартовый парень! Наш педагог Ирина Сергеевна Анисимова-Вульф, режиссер театра Моссовета стала вести со мной «подрывную работу», переманивать в драматические артисты - она увидела во мне яркую индивидуальность.
На пятом курсе Золотухин женился на Нине Шацкой, с которой вместе учился. По окончанию института Валерий пошел работать в Театр имени Моссовета, а через год перешел в Театр драмы и комедии на Таганке. Его супруга к тому времени уже успешно снималась в кино. Это, конечно, не могло не задевать самолюбия Валерия Золотухина, которого пока еще никто не знал. «Знаете, как обидно было?! Я понял, что просто обязан срочно сняться в кино, и тут же мне последовало приглашение в картину «Пакет», - вспоминает Валерий Сергеевич. Историко-приключенческий фильм Владимира Назарова «Пакет» - экранизация одноименной повести Леонида Пантелеева – вышел на экраны в 1965 году и послужил своеобразным прологом к «Бумбарашу».
Первый большой успех пришел к Золотухину с выходом картины Владимира Назарова «Хозяин тайги» в 1968 году. В этом фильме Валерий играл вместе с Владимиром Высоцким – к тому времени уже популярным актером и певцом. Интересно проследить, как складывались их отношения на экране и в реальной жизни. В «Хозяине тайги» герой Золотухина - молодой участковый, не имеющий ни навыков расследований, ни знания людей, ни дедуктивного мышления, расследовал ограбление сельского магазина.
В результате следствие приводило его к циничному и брутальному бригадиру с большим жизненным опытом в исполнении Высоцкого.
Любой актер мечтает сыграть Гамлета – это так же естественно, как, скажем, для солдата желание стать генералом. Золотухин не был исключением. Но Принца Датского играл Владимир Высоцкий. «…Такого, затянутого в черный французский вельвет сухопарого и поджарого, такого Высоцкого я никак не могу всерьез воспринять, отнестись к этому нормально, привыкнуть. В этом виноват я», - вспоминает Золотухин. Когда Высоцкого в воспитательных целях за пристрастие к алкоголю отстранили от спектакля и отдали роль Гамлета Золотухину, Владимир Семенович заявил, что уйдет из театра в день премьеры, уйдет в самый плохой театр.
«С моей точки зрения, единственным разве что каким-то слабым оправданием поступка Золотухина, может служить только то, что он прекрасно понимал, что это - акт чисто административного воздействия Любимова на Высоцкого, - говорит Вениамин Смехов. – Гамлет - вообще не амплуа Золотухина. Просто захотелось покуражиться. Но кураж дорого обошелся. Я даже написал на Золотухина эпиграмму: «Вот Золотухин – «Гамлет» из крестьян. С таким лицом лишь о морозе петь. Играл бы лучше простаков, мещан. Но Гамлета, нет, легче умереть».
Спустя три года после картины «Хозяин тайги», на экраны вышла эксцентрическая музыкальная комедия Николая Рашеева и Абрама Народицкого «Бумбараш», принесшая Золотухину настоящую популярность. Но и здесь не обошлось без врожденного «второго счастья» Золотухина – наглости. Дело в том, что на главную роль пробовался Михаил Кононов. И тогда Валерий подошел к режиссеру и сказал: «Если хотите сделать хороший фильм, берите Кононова, а если хотите заглянуть в вечность - возьмите меня».
Бумбараш «приклеился» к Золотухину на многие годы, и до тех пор, пока не вышли «Дозоры» Бекмамбетова, все вспоминали, прежде всего, роль Бумбараша. Валерий Сергеевич не обижается: «Если говорить всерьез об актерском тщеславии, то не чувствую себя обделенным. Несметное количество актеров уходит из жизни, не оставив после себя своего Бумбараша. А если ко всему этому подойти философски, человек, которому я интересен (если вдруг такие люди есть), найдет возможность разглядеть другого Золотухина. А если кто хочет видеть во мне одного Бумбараша - ради Бога! И не буду никого ни в чем переубеждать: я уже не в том возрасте, чтобы говорить: «Да я гораздо сложнее, интереснее». Бумбараш - так Бумбараш. Когда-то моего сына спросил во дворе соседский парень Сережа, сын Романа Карцева: «Твой папа - Бумбараш?» Сын ответил утвердительно. Сережа изумился: «Что, живой еще?»
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.