Смерть гениальной советской актрисы, народной артистки Грузинской и Армянской СССР Софико Чиаурели опечалила всех ценителей прекрасного. Софико так и не смогла приехать в Москву, где её очень ждали на открытии культурного центра имени Сергея Параджанова – великого режиссёра, в фильмах которого Чиаурели сыграла свои, пожалуй, самые лучшие роли.
Софико Чиаурели безумно любили во всём Советском Союзе, она была одной из самых узнаваемых и популярных звёзд нашего кино. Дочь легенды грузинской сцены Верико Анджапаридзе и создателя культового фильма «Падение Берлина» Михаила Чиаурели Софико достойно продолжила тот высочайший уровень культуры и ответственности, который передали ей родители.
Всеобщую известность принесли ей роли Софико в комедийной мелодраме «Не горюй!» и Вардо в музыкальной комедии «Мелодии Верийского квартала». Чиаурели блестяще играла и на иностранном материале . Алла Сурикова до сих пор в полном восторге от грузинской актрисы, которую она пригласила в детективную комедию «Ищите женщину». Ну а дуэт Александра Ширвиндта и Софико Чиаурели в комедии «Миллион в брачной корзине» по пьесе Эдуардо Де Филиппо «Моя профессия – синьор из общества» признан одним из самых удачных в нашем кино.
Софико Чиаурели снималась далеко не только в комедиях. Её приглашали такие звёзды грузинской режиссуры как Тенгиз Абуладзе («Древо желания, «Покаяние») и Лана Гогоберидзе. За исполнение главной роли в фильме Гогоберидзе «Несколько интервью по личных вопросам» Софико в 1980 году получила Государственную премию СССР.
Но свои самые лучшие, на наш взгляд, роли гениальная актриса сыграла в шедеврах Сергей Паражданова. После того как Параджанов вышел из тюрьмы, где сидел по обвинению по 121-ой статье, в 1984 году на «Грузия-фильм» был запущен фильм «Легенда о Сурамской крепости» - экранизация древней легенды о прекрасном юноше, который согласился замуровать себя в стену крепости, чтобы она не покорилась врагу.
Не меньший успех выпал и на долю последнего фильма Параджанова – экранизации сказки Лермонтова «Ашик-Кериб», где Софико бесподобно сыграла роль матери легендарного сказителя. И всё же самым потрясающим плодом союза Параджанова и Чиаурели был и остаётся фильм 1969 года «Саят-Нова», получивший в советском кинопрокате по малопонятным причинам название «Цвет граната».
Самый авторитетный французский киножурнал «Кайе дю синема» включил «Цвет граната» в сотню самых великих фильмов в истории мирового кино. Описывать этот шедевр невозможно – его надо просто видеть. Жизнь великого армянского поэта нового времени представлена как череда поразительно красивых, символичных, полных потаённых смыслов картин, от которых просто невозможно оторваться.
Гениальная Софико сыграла в картине «Саят-Нова» сразу несколько ролей – поэта, его возлюбленной, Смерти. Поскольку традиционный литературный сюжет в фильме отсутствует, то все решения Параджанов перенёс в чисто изобразительную силу. «Это прекрасный и совершенно экстраординарный фильм, искусство запредельного, космического уровня, – восторгалась на страницах крупнейшего американского журнала для интеллектуалов «Виллидж войс» знаменитый культуролог Сьюзен Зонтаг после показа «Саят-Нова» на фестивале советских фильмов в Нью-Йорке в 1990 году. – Софико Чиаурели настолько прекрасна, настолько загадочна в космическом совершенстве своего облика, что её можно сравнить с Гретой Гарбо».
В эти дни так бы хотелось, чтобы «Саят-Нова», или «Цвет граната», был повторен по телевидению в память гениальной актрисы. Хотя, конечно, для полноценного восприятия таким шедеврам нужен большой экран. Тем более, что последний показ картины по ТВ несколько лет назад не порадовал поклонников Параджанова и Чиаурели. Блеклые цвета и прочий брак старой копии крайне огорчили ценителей прекрасного. Интересно, в каком состоянии хранится у нас копия «Саят-Нова» в Госфильмофонде, тем более, что при советской власти картина снималась на «Арменфильме», где, скорее всего, остался и негатив?
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.