"Черное зеркало": плюсы и минусы

Журенкова Екатерина20.02.2019 в 14:14

28 декабря 2018-го года вышла очередная серия интерактивного сериала "Черное зеркало: Брандашмыг", рассказывающая зрителю о программисте. Молодой парень Фрэнсис, создающий компьютерную игру по книге "Брандашмыг" с большим количеством альтернативных концовок, начинает понимать, что и самим им тоже кто-то управляет (то есть зритель). В этом сериале задействовано огромное количество ресурсов — он является первым крупным релизом, где задействованы интерактивные платформы, т. е. зрителю дается возможность принимать некоторые решения за героя, на основе которых у каждого зрителя сериал может иметь разную концовку. В "Брандашмыге" несомненно много плюсов, но есть и минусы (а куда же без них?).

Вообще одна серия длится примерно полтора часа, но в зависимости от принятия решений за ней можно провести как всего 15 минут, так и более двух часов. Это что-то совсем инновационное во всем кинематографе. В зависимости от решений зрителя сюжет меняется, вскрываются новые подробности. Такую же схему можно найти в "Мозаике" и даже сериалах от "Netflix" для детей. Фрэнсис начинает осознавать, что им управляют и сходить с ума: в итоге он может попасть в тюрьму, захотеть начать все заново, погибнуть или даже оказаться на съемочной площадке "Черного зеркала". В сериале можно найти множество отсылок на антиутопии Оруэлла (действие происходит в 1984), прослеживает тема воздействия технология на человека и вопрос свободы воли. И все это с большой толикой юмора — зрителю иногда придется решать, какие хлопья будет есть герой, "дать бате по яйцам" или "дать бате по голове", подсесть на таблетки или на наркотики.

Однако вся ирония заключается в том, что сама интерактивность — лишь иллюзия, а все исходы все равно прописаны заранее режиссером. Главное, чего сейчас стоит опасаться, что по стопам "Netflix" пойдут и другие, и подобного рода интерактивные сериалы начнут создавать повсеместно.

Критики, однако, отмечают, что этот сезон напоминает своего рода коллаж из нескольких серий предыдущиего сезона. Например, в первой серии 4-го сезона ("USS Каллистер") мы также можем найти одинокого программиста, спасающегося от своих унижений в виртуальной реальности. Время действия (80-е) уже использовалось режиссером в запоминающейся серии "Сан-Джуниперо", а сюжет с лабиринтом виртуальной реальности можно обнаружить в огромном количестве серий во всех сезонах. Ощущение новизны должно привнести интерактивное начало, однако и оно оказывается нереальным — а история, рассказанная нам может показаться банальной.

Тем не менее, это довольно остроумный ход, заставивший многих тут же оформить подписку на "Netflix" и с нетерпением ожидать выхода новых серий. Уже в нескольких прошлых сезонах режиссер "Черного зеркала" Брукер обращался к довольно жестоким и циничным ходам, заставлял своих героев сходить с ума и совершать ужасные и кровавые убийства. "Брандашмыг" не отходит от этой "традиции" — несколько раз перед зрителем стоит выбор, совершить преступление или нет. Вероятно, что здесь режиссер поднимает также тему и о зрительской жестокости. Однако и здесь нас тоже ждет иллюзия: даже пытаясь пройти сезон без использования жестоких действий, в конце концов Фрэнсис все равно становится психопатом — это выбор не зрителя, но уже сценариста. И вот в этом, кажется, и есть главный минус "Брандашмыга".

Фото: amongmen.com

Еще по теме:

Три предсказания "Черного зеркала", которые сбылись

Поделиться:

Ещё по теме

Кино. Новости и обзоры

Четыре хороших сериала для просмотра на каникулах

Ломакина Эльвира30.11.2019 в 15:57
Кино. Новости и обзоры

Лучшие романтические сериалы всех времен

Стриж Евгений28.11.2019 в 20:22
Кино. Новости и обзоры

Фильмы, которые вы могли пропустить

Стриж Евгений25.11.2019 в 20:11