Скучное порно запретили к показу

За последнее время это второй такой случай. Первым была запрещена для кинотеатрального показа американская комедия "Борат" , которую в ФАККе справедливо сочли оскорбительной для народа Казахстана - впрочем, на видео она вышла.

Но тогда речь шла о кассовой и высокобюджетной картине. Сейчас же хозяева компании "Кино без границ" Сэм Клебанов и Антон Мазуров пытаются создать ажиотаж вокруг фильма, который вызывает только недоумение и за просмотр которого зрителям надо, по большому счету, доплачивать.

"Запрещено к показу!" представляет собой набор из плохо связанных "новелл", созданных известными в очень узких кругах деятелями современного искусства, большинство которых, к тому же, не режиссеры. Назовем, к примеру, "легенду перфоманса" Марину Абрамович, "американского сказочника" Мэтью Барни и "культового антрополога" Ларри Кларка, изучающего американских подростков по надписям и рисункам в общественных туалетах.

Единственный, кто хоть как-то известен в киномире, - это франко-аргентинский режиссер Гаспар Ноэ, создавший самую любимую среди сексологов и гинекологов всего мира комедию "Необратимость". Ту самую, где героиню Моники Беллуччи восемь минут насилуют в подземном переходе настолько "достоверно", что специалисты всерьез задумались об уникальности анатомии этой прелестной дамы.

Все авторы оказались увлечены вечной темой - порнография и эротика, порнография и жизнь. Но понять, что они хотели сказать и предложить, совершенно невозможно. Большая часть "новелл" представляет собой бессмысленную мешанину откровенных кадров из порнофильмов, что дало Сергею Лазаруку полное основание отказать в легальном распространении картины. А у здравомыслящего зрителя возникает вопрос, с какой целью снимаются подобные опусы, не интересные ни любителям "порнушки", ни поклонникам философских откровений.

Увы, но создатели "Запрещено к показу!" наступают на грабли, на которые международное фестивальное движение уже наступало в конце 1990-начале 2000 годов. Тогда, чтобы подогреть падающий интерес к арт-хаусному кинематографу, в моду пытались ввести внедрение порносцен в художественное кино. Пионерами здесь выступили не совсем адекватные режиссеры средней руки, которых дружно поддержала ангажированная критика, в том числе и наша.

Вспомним полузабытую француженку Кэтрин Брейя. Долгое время ее опусы о тяжелой "бабьей доле" на половом фронте особого успеха не имели. Тогда Брейяпо совету своих продюсеров (кстати, сплошных геев) решила пригласить в свои картины "Романс" и "Порнократия" натуральную порнозвезду - бывшего тогда в фаворе итальянца Рокко Зифреди. Тот, сами понимаете, осуществил коитусы, правда, не во всю мощь своего дарования.

Ликование критики в связи с этой "новацией" не знало границ. Тот же "Романс" показали на ночном сеансе во время Московского кинофестиваля в "Пушкинском". Как описывали сие действо Андрей Плахов и Юрий Гладильщиков, зал во время просмотра просто замер - правда, непонятно отчего. Можно было подумать, что в нем собрались одни девственницы и девственники.

Такой же ажиотаж пытались создать и вокруг ленты Патриса Шеро "Интим", где впервые на большом экране была представлена сцена орального секса. Фильм даже получил Гран-при Берлинского кинофестиваля, а актриса была удостоена приза за лучшую женскую роль, что было отмечено тем же Гладильщиковым восторженным стихом в журнале "Итоги".

Но почин Брейя и Шеро успеха и продолжения не имел. Любители "мастерства" Зифреди и прочих порнозвезд знакомились с творчеством своих любимцев без Брейя и ей подобных в комфортных домашних условиях. Ну а поклонникам по-настоящему художественного кино "порноэпизоды" тем более оказались не нужны. Так что зачем Сэму Клебанову понадобилось под видом откровения арт-хауса привозить к нам замшелую халтуру и устраивать вокруг нее скандал, совершенно непонятно и странно.

Позволим себе привести суждения самого авторитетного и популярного российского сексолога Дили Еникеевой на тему сексуальности в кино: "Сексуальные фильмы, если они способствуют здоровой половой жизни, вполне возможно нужны определенной категории людей. Но только для интимного, домашнего просмотра, и продавать их необходимо в специальных медицинских центрах после консультации с опытным специалистом. Думаю, что неангажированные сексологи с большим практическим опытом могут и консультировать создателей таких лент.

Что касается порносцен в художественных фильмах, то это просто нелепо и пошло. Абсолютному большинству зрителей это неинтересно, это может увлечь только извращенцев и любителей дешевых скандалов. Кстати, наиболее сексуальные, возбуждающие сцены в мировом кино обходятся без вульгарного порно. Напомню хотя бы о легендарной эротической сцене в пустыне в "Забрийски пойнт" Антониони. Как это снято! Как это благородно возбуждает!

А настоящие гении могут возбуждать без показа гениталий и даже обнаженного тела. Неужели Сэм Клебанов забыл о "Персоне" Бергмана, где одна из героинь рассказывает другой о сексуальном приключении на пляже! Вот это эталон вкуса! Но это же Бергман, а не какие-то, не к ночи будут помянуты, Марины Абрамович и Мэтью Барни!"

Автор Оксана Аникина
Оксана Аникина — журналист, литературный редактор, заместитель главного редактора Правда.Ру *
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *