Почему Сокуров отказал Михалкову?

Президент 29-ого Московского кинофестиваля Никита Михалков заявил, что ныне, в отличие от года предыдущего, показывается 200 фильмов вместо 120. Правда, когда знакомишься с ними, то вспоминаешь классическое: «Числом поболее, ценою подешевле». Такого низкого, откровенно халтурного художественного уровня Московский кинофестиваль ещё не знал.

Единственное, чем фестиваль может по праву гордиться, - это программа «Список Михалкова», куда вошли шедевры мирового кино – от знакомых наизусть «Семи самураев» Куросавы до малоизвестного у нас опуса Бергмана «Стыд». Каждый фильм предварял поистине демосфеновским спичем сам Никита Сергеевич, а публика внимала ему с восторгом, крича «Браво!» и «Бис!»

Что касается остальных программ, то там, за редким исключением, показываются фильмы странные и зачастую убогие. Например, в программу «Восемь с половиной фильмов» включили редкостную по вторичности и занудству американскую халтуру «Запрещено к показу» на давно надоевшую тему, чем отличается эротика от порно.

Посмотревшая горе-альманах звезда отечественной эротики Елена Беркова сказала следующее: «Такой дребедени, притом безумно скучной, я не ожидала. За такой фильм надо деньги брать с того, кто его отбирал. Я помню, как в начале 2000-х всякого рода патологические личности, типа Катрин Брейя и Патриса Шеро, вставляли порноэпизоды в свои ленты, а некоторым нашим критикам – Плахову, Шепотиннику и особенно Гладильщикову, это безумно нравилось.

Но публике эти трюки быстро надоели, и все успокоились. Так зачем явно испытывающему сексуальные проблемы отборщику понадобилось тащить «Запрещено к показу!» на Московский кинофестиваль? Я советую этому субъекту пересмотреть шедевр Вуди Аллена «Все, что вы хотели знать о сексе, но боялись спросить» и итальянскую комедию про порно на экране и в прессе «Всеобщее чувство стыда» и повысить свою культуру».

Самой провальной и скандальной оказалась программа российских фильмов в Доме кино, которой руководила Ирина Павлова. Зрители постоянно жаловались на чудовищный бардак с проходом на просмотры. На поверхности оказался лишь скандал с Леонидом Ярмольником, снявшим с показа картину Валерия Тодоровского «Тиски» и со знанием дела оценившим нынешний фестиваль и работу Павловой так, как они этого заслуживают.

Выяснилось, что отказались дать свою картину в российскую программу и создатели победивших на «Кинотавре» «Простых вещей», заметив, что нынешний ММКФ не представляет для них интереса. Не была показана и «Александра» Сокурова с гениальной Вишневской в главной роли, что довольно странно: во всём мире давно известно, что Сокуров и Михалков – большие друзья.

Метафизическому, христианскому по сути откровению Сокурова Ирина Павлова предпочла киногниль от Сельянова и Балабанова – пресловутый «Груз 200». Провокация удалась на славу: часть зрителей в гневе покинула зал, а некоторым пришлось вызывать «Скорую помощь». Вероятно, такого же хочет на открывающемся 6 июня фестивале памяти Тарковского «Зеркало» губернатор Ивановской области Михаил Мень, сделавший Павлову куратором программ этого мероприятия.

Что касается основного конкурса нынешнего кинофестиваля, то иначе как позорным его не назовёшь. После того, как было объявлено, что тендер на проведение 29-ого ММКФ выиграл михалковский «Медиафест», многие ожидали, что программным директором будет приглашён Кирилл Разлогов. Блестящий интеллектуал, человек с колоссальными связями в мировой киноэлите, пользующийся там непререкаемым авторитетом, он мог бы за два-три месяца составить если не блестящую, то вполне адекватную статусу фестиваля категории «А» программу.

Вместо этого Михалков решил пригласить финскую деятельницу Кирси Тюккюляйнен, славящуюся в Скандинавии,преждевсего,как мастерица лихо осваивать бюджеты различных мероприятий и пиарить себя, любимую, по полной программе. Так произошло и в Москве – на пресс-конференции 1 июня задорная и явно не страдающая расстройством аппетита Кирси сообщила, что ей удалось составить ну очень крутую программу конкурса.

На поверку всё оказалось иначе – в основном конкурсе Московского кинофестиваля нет ни одного сколько-нибудь широко известного и актуального имени. Более того, туда вошли опусы на уровне художественной самодеятельности, достойные разве что программы «Сам себе режиссёр».

Упомянем, к примеру, фильм никому доселе неведомой американки Анны Билер «Вива». Оказалось, что она является не только режиссёром этого абсолютно дилетантского опуса, но и его сценаристом и автором музыки. Кроме того, она сыграла там главную роль и оказалась автором «дизайна фильма». Что такое «дизайн фильм», следует спросить у горе-работничков агентства «Артефакт», изрядно потешающих посетителей сайта ММКФ текстами в стиле «Все татары, кроме я».

Но даже режиссёры такого уровня - и те умудрились послать «великую Кирси» далеко и надолго. Именно так поступила второсортная американская компания « Seven Arts Pictures », отказавшаяся прислать на конкурс обещанную ленту «Шум». Из обнародованного на сайте ММКФ письма представителей компании видно, как они буквально издеваются над нашим фестивалем: «После тщательной работы на протяжении уик-энда Техниколор не добился желаемого результата, и негатив, который он отпечатал, не устраивает создателей картины. В результате мы не сочли возможным послать такую копию на фестиваль».

А ведь в прошлом году конкурс Московского кинофестиваля был очень приличным. Свои новые работы в него представили классики европейского кинематографа Бертран Блие и Иштван Сабо. Всех потряс шедевр маэстро киносновидений Рауля Руиса «Климт» с неподражаемым Джоном Малковичем в главной роли. Говорят, что включению этой суперэлитарной ленты в конкурс способствовал гендиректор «Интерфеста» Ренат Давлетьяров – и попал в точку. Как раз перед открытием прошлого фестиваля одна из картин Климта была продана за 140 миллионов долларов, что стало абсолютным рекордом в истории мировой живописи.

Увы, но оскорбивший великого Ростроповича друг Михалкова Анджей Жулавский при поддержке Алексея Учителя устроили в прошлом году провокацию, присудив главный приз не мистическому откровению Руиса, а халтуре какого-то мулата из Швеции. Не этой ли подставой объясняется тот факт, что приличные режиссёры не хотят давать свои ленты в конкурс Московского кинофестиваля?

Казалось бы, всем ясно, что от услуг «веселушки-хохотушки» Кирси Тюккюляйнен надо незамедлительно отказываться. Однако, в интервью «Комсомольской правде» Никита Михалков заявляет, что с Кирси был подписан контракт на три года. Если это действительно так, то Михаил Швыдкой должен немедленно объяснить, каким образом произошло столь очевидное нарушение законности. Тендер на фестиваль 2008 года ещё не объявлен, ещё не подведены ужасающие итоги нынешнего фестиваля, а Кирси, оказывается, уже готова, пока в мыслях, «распилить» средства будущих мероприятий.

Об авторитете этой дамы говорит и тот факт, что на нынешний фестиваль пока не приехала ни одна голливудская звезда. Как отмечает сайт журнала «Космополитен», это говорит о полном падении авторитета Московского кинофестиваля, поскольку мегазвезды Голливуда всё чаще приезжают в Россию на презентацию фильмов. Даже Брюс Уиллис отметился на представлении мультфильма, где он озвучивал одного из персонажей, и дал пресс-конференцию.

Совершенно очевидно, что проводить в следующем году юбилейный, тридцатый, фестиваль таким образом и с такой командой недопустимо. Это может обернуться национальным позором.

Автор Оксана Аникина
Оксана Аникина — журналист, литературный редактор, заместитель главного редактора Правда.Ру *
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *
Обсудить