Виктор Мережко: "Сонька - это я"

Знаменитый кинодраматург, режиссер и просто любимец публики Виктор Мережко хочет снять продолжение нашумевшего телесериала "Сонька - золотая ручка". Об этом он заявил "Правде.Ру" в эксклюзивном интервью.

- Виктор Иванович, как народ воспринял ваш фильм про "Соньку-Золотую Ручку"?

- Я не очень доверяю печатному слову и люблю, когда мне оценки высказывают в глаза. Помню, недавно шел в театр, подошла дама и жестко, с упреком спросила:"Для кого и для чего вы сняли этот фильм?" Я сказал, что не располагаю временем общаться, да и не стоит этого делать. Но это был единственный такой агрессивный вопрос.

А в подавляющем большинстве люди искренне говорили: "Спасибо. Спасибо за приятно проведенное время. Спасибо за судьбу столь неординарной женщины". Одна дама призналась мне на улице: "Закончилась "Сонька-Золотая Ручка", и смотреть стало нечего". Пусть меня не принимают за хвастуна, но зритель почувствовал - мы снимали не сериал, не очередное "мыло", а настоящее кино. На одну только Соньку - Настю Микульчину, кстати, родом из приднестровского города Бендеры, было пошито 50 костюмов. А какие кареты дорогие были в фильме, как были одеты другие персонажи! Так что мы старались сделать настоящее кино, а не обманку.

- В одном из интервью вы назвали Соньку нашей Мата Хари. Да, обе преступали закон. Но все же Мата Хари - шпионка, дама изысканной культуры. А Сонька-Золотая Ручка, как ни крути, - воровка, что чувствуется и в ее речи. Вы не боялись, что вас обвинят в романтизации блатного мира, пусть и дореволюционного?

- Никакой романтизации в моем фильме нет, а что касается речи героини... Если бы я снимал фильм о даме из высшего света, то и речь у нее была бы другая. Но наш фильм действительно о воровке, но при этом женщине предельно яркой и драматичной судьбы.

Да если взять нынешних воров, которые воруют миллиардами и не несут никакого наказания, то Сонька занималась просто пустяками! Она воровала цацки, брюлики, иногда у загулявших купцов крала деньги. Но за свою жизнь она никого не убила.

Сонька за свои дела понесла чудовищную расплату - две каторги, лишилась детей. Это я в финале как бы подсунул ей ребенка, но на самом деле дети-то от нее отказались! Она была бездомная, никому не нужная, если верить версии, что она бежала с Южного Сахалина.

Да, Сонька отдалась пагубной страсти, да, она воровала и создала, по моим сведениям, "общак". Но ведь она же правильно говорит, что так сложилась у нас страна, что в ней существует два государства - тех, кто сидит за решеткой, и тех, кто там не сидит. И так сложилось не при Сталине, не в те годы, когда жила Сонька. Так происходит уже много столетий.

И почему мы должны закрывать глаза и не рассказывать о тех несчастных, требующих сострадания людях, что сидят за решеткой? Ведь многие оказались там в силу обстоятельств, в силу страстей. Люди играют в карты, играют в казино, пьют вино, безумно влюбляются - все это страсти, над природой которой веками бьются философы и психологи и ответов не находят. У Соньки была своя страсть, и она понесла за это наказание.

- Флобер, автор "Мадам Бовари", говорил: "Эмма - это я". В какой степени вы можете сказать, что Сонька-Золотая Ручка - это вы?

- Картину я сдал 17 декабря прошлого года, но до сих пор живу Сонькой. Вот я сейчас снимаю в Питере другой фильм, но до сих пор живу страстями Соньки, ее обликом, ее приключениями и страданиями. Хотя я абсолютно полноценный мужчина, но Сонька - это я.

- А в чем же Сонька - это Виктор Мережко? Скажите честно.

- Поверьте мне, я никогда никому об этом не говорил, вам, пожалуй, скажу первому. Потому, что я, как и Сонька, страдалец. Ведь при всей своей пагубной страсти Сонька-Золотая Ручка была человеком творческим. Она, как и я, пережила столько душевных мук, столько возвышенных и низменных ситуаций, столько падала и поднималась...Количество того, что я пережил за жизнь, да и переживаю сейчас, никому неизвестно. Поэтому проекция Соньки на меня абсолютно однозначна.

- Но в гламурных журналах и "звездных" телерепортажах вы не производите впечатление страдающего человека.

- Но я же не говорю, что в моей жизни нет счастья. Оно, слава Богу, есть. Я очень счастливый в своих детях - Маше, Ване. Это моя гордость и вообще смысл моего существования. Я счастлив в работе, в том, что в подавляющем большинстве делаю то, что хочу, а не то, что надо. Хорошо или плохо - пусть решают другие. Но делаю! А есть часть личной жизни, которая не публична и я никогда о ней говорить не буду. О детстве своем голодном-преголодном, о смерти брата моего старшего, об уходе моей жены десять лет назад... Может эти внутренние переживания и повлияли на то, что, когда я писал сценарий про Соньку, вернее, Сонечку, она и стала сострадателем всего рода человеческого.

- Мне показалось, что у вашей Соньки есть что-то неуловимо общее с Марией из фильма Никиты Михалкова "Родня", сценарий к которому вы написали?

- В прошлом году как раз было четверть века "Родне", до сих пор, благодаря прежде всего Нонне Мордюковой, любимой народом. А какую музыку потрясающую к картине написал Эдуард Артемьев! Ее потом на стихи положили, и с "Дельтаплана" началась карьера Валеры Леонтьева.

Да, Мария в "Родне" - тоже человек страстей. Вспомните хотя бы ее безумную любовь к непутевому мужу. Но все таки страсти в "Родне" были какие-то не те, мелкобытовые что ли. Сонечка же пережила страсть космического масштаба. Помните эту сцену в карцере? Некоторые ваши читатели сочтут меня безумцем, но этот эпизод я смотрел раз 500, и каждый раз, когда пересматриваю, нахожусь в потрясающем таком состоянии. Да не приведи Господи никому оказаться в таких вот стенах, в таком забвении, в таком крушении любви, надежд, всего на свете. Да не дай Бог, что вы!

- Виктор Иванович, ваши зрители интересуются - будет ли продолжение "Соньки - Золотой Ручки"?

- Уже пишу, почти две серии готово. Конечно, думаю, как все это связать с первой частью и, чтобы не сглазить, распространяться не хочу. Да, будет немало вымысла, но и материалы кое-какие имеются.

- А вот почему не было продолжения столь полюбившихся зрителям "Провинциалов"? Ведь Кошка и ее возлюбленный-боксер вызвали у зрителей большую симпатию. Да и вы сыграли, на мой взгляд, потрясающе, окончательно доказав, что Мережко - еще и великолепный актер.

- Планы "Провинциалов-2" были, но тогдашний гендиректор Рен-ТВ Дмитрий Лесневский отнесся к ним малозаинтересованно. Хотя "Провинциалы-2" могли иметь очень серьезный успех, особенно после того как первую часть показал и Второй канал.

Спасибо, что вспомнили этот фильм, я его очень люблю, хотя получил за него немало упреков со стороны коллег и критиков.

- Наверное за то, что Виктор Мережко сыграл самого Виктора Мережко? Но многим зрителям показалось это оригинальным, а я уловил в вашей тонкой игре и блестящую самоиронию.

-Да, за глаза даже некоторые говорили типа "Мережко совсем тронулся, сам себя играет". Такого в нашем кино еще, если не ошибаюсь, не было. Но вы правильно подметили, что Мережко в "Провинциалах" - совсем не идеал. И далеко не все его слова и поступки вызывали у зрителей стопроцентное одобрение. Не хочу спорить с завистниками, но, если бы зрителю моя придумка не понравилась, сериал бы не досмотрели. Расскажу как курьез. Когда я после "Провинциалов" приезжал в Анапу, где много лет провожу с друзьями "Киношок", то за мной по улицам шла толпа молодых девчонок и просто кричала: "Мережко, возьми нас в телевизор". Опять же для любящих шептаться за спиной завистников скажу: "На моей памяти такая толпа шла только за Володей Высоцким".

- А над каким фильмом вы сейчас работаете?

- Снимаю ленту под очень простым названием "Нелюбовь". Картина о том, как можно страстно любить женщину, которая тебя также страстно не то, что не любит, но даже не воспринимает. Потому что тоже страстно любит другого. И вот в этот, весь из себя такой страстный и страшный, треугольник вклинивается ребенок десяти лет, дочка главного героя, которого играет Домогаров.

- Виктор Иванович, успехов, здоровья, творческих экстазов и главное - плевать на всех завистников.

- То же я желаю и вам, и всем читателям "Правды.Ру".

Автор Оксана Аникина
Оксана Аникина — журналист, литературный редактор, заместитель главного редактора Правда.Ру *
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *