Верните обаяние «Покровских ворот»!

Сегодня отмечается 25-летие выхода всеми любимого фильма Михаила Козакова «Покровские ворота». Этот юбилей совпал с призывами и политиков, и мастеров культуры вернуть нашему кино самое главное – его обаяние.

Именно такой тезис прозвучал в нашумевшей статье заместителя руководителя президентской администрации Владислава Суркова в журнале «Эксперт». Он весьма схож с заявлением, которое сделал на церемонии награждения премией «Ника» Эльдар Рязанов, сказавшего, что в последние годы мы стали снимать плохое, злое, мрачное кино. Которое не интересуется жизнью маленького человека и из которого ушло его обаяние.

Именно этим – жизнью маленького человека и обаянием – пронизан буквально каждый кадр фильма «Покровские ворота». Фильм-ностальгия по знаменитым годам «оттепели», годам надежд, был снят Михаилом Козаковым в самом конце годов застоя, практически одновременно со знаменитой «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова. История студента Костика, приехавшего в столицу учиться в университете и живущего у тётушки в большой коммуналке на Покровских воротах по интонации очень близка непростым судьбам трёх подруг из провинции, которые захотели найти своё счастье в таком непредсказуемом городе, как Москва.

Но Меньшов захотел удовлетворить естественное зрительское любопытство и рассказал «историю с продолжением», доведя её до сегодняшнего дня. Козаков же ограничился прошлым – лишь в последних кадрах мы видим сносимые старые дома с уходящими в историческую даль знаменитыми не менее питерских столичными коммуналками.

Конечно, «Покровские ворота» сделали всенародно любимым фильмом великолепные актёры – Леонид Броневой и Елена Коренева, Анатолий Равикович и Инна Ульянова, Софья Пилявская и Татьяна Догилева, Наталья Крачковская и Евгений Моргунов. И, конечно же, бесподобный Олег Меньшиков, которого "Покровские ворота" моментально сделали любимцем публики. Нам же сегодня хотелось бы напомнить о двух людях удивительного таланта и потрясающей скромности, без которых любимый фильм не состоялся бы в первую очередь – писателе и драматурге Леониде Зорине и актёре и режиссёре Михаиле Козакове.

Сегодня замечательные книги Зорина не встретишь на книжных лотках, а его пьесы почти сошли с театральной сцены. А ведь в советские годы они были весьма востребованы и любимы интеллигентными читателями. Достаточно вспомнить хотя бы легендарную «Царскую охоту», которая в конце 70-х годов прошлого века была одной из самых популярных современных пьес не только на советской, но и на европейской сцене. А до этого была знаменитая «Варшавская мелодия» - потрясающий рассказ о любви польской девушки Гели и русского юноши Виктора, которую сломали чудовищные бюрократические законы тоталитарного времени.

«Покровские ворота» Леонид Зорин написал в 1974 году. Вскоре это сочинение захватило Михаила Козакова, бывшего в то время «звездой» Театра «На Малой Бронной» и одним из самых популярных киноактёров. Михаил Козаков тогда довольно успешно пробовал себя и в кинорежиссуре, предпочитая жанр телевизионной трагикомедии. Его дебютом стала сразу полюбившаяся зрителям «Безымянная звезда» с Игорем Костолевским и Анастасией Вертинской в главных ролях. Великолепно сыграл в ней и сам Козаков, хотя персонажа и не совсем положительного.

«Покровские ворота» стали вторым и лучшим фильмом Козакова. После этого было ещё несколько постановок, но повторить прежний успех они не могли. Хотя фильм 1989 года «Визит дамы» с Екатериной Васильевой и Валентином Гафтом по мизантропической пьесе великого Дюрренматта на родине швейцарского классика признан лучшей экранизацией его произведений.

Леонид Зорин, Михаил Козаков… Именно ум, вкус и фантазия этих людей, помноженные на великолепную игру выдающихся актёров советской школы, и дали «Покровским воротам» то обаяние, которое со временем, как и хороший коньяк, только крепчает. Ну а тем, кто так планомерно лишает наше кино его обаяния, его интереса к жизни простых людей, так и хочется сказать словами героини Инны Ульяновой: «Хоботов! Это пошло!», взятыми, как известно, из чеховской «Палаты № 6»…

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Оксана Аникина
Оксана Аникина — журналист, литературный редактор, заместитель главного редактора Правда.Ру *
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *
Обсудить