Автор знаменитых «Пятого элемента» и «Никиты» Люк Бессон, который признался, что не хочет больше заниматься режиссурой, все же снял фильм-сказку «Артур и минипуты». В интервью SPIEGEL ONLINE он рассказал, почему работа над фильмами доставляет ему мучения и почему детям нельзя доверять.
- Кажется все кинопродюсеры в настоящее время помешались на производстве семейных фильмов. Почему вы тоже вскочили на подножку этого поезда?
- Как вы знаете, я сам написал серию книг об «Артуре». Пять лет назад мой друг художник Патрис Гарсия показал мне несколько эскизов, как это может выглядеть на экране. Я сказал: «Потрясающе. Давай делай! Я тебя поддержу». Однако я хотел, чтобы он сам снял фильм. К сожалению, ему это оказалось не по силам, когда проект стал принимать все большие размеры. Он не мог больше спокойно спать, поэтому я запрыгнул на этот поезд.
Да, этот дар, наверное, был завещан мне моей матерью. Мои фильмы – это мои дети, я горжусь всеми, и не за кого из них мне не стыдно. Это дает мне внутреннее спокойствие. Тем не менее, рождение – это всегда тяжело. Каждый раз перед этим я задумываюсь: «Все здорово, но почему мы не занимаемся этим?» Опять таки я никак не могу определить, какие издержки будут при этом. Во время съемок «Атлантиды» у нас был девиз: «Возьмем камеру и немного поныряем». После съемок я три года не мог говорить о воде. Поэтому мои фильмы такие все абсолютно разные – мне невыносимо возвращаться к старой теме.
- Откуда это невероятное фонтанирование идей?
- Из моего извращенного мозга. Только упаси вас Бог! К алкоголю я не прикасаюсь. Однако фантазия – это мускул. Чем больше ты ее тренируешь, тем сильнее она становится. Когда я был маленьким мальчиком, мои родители работали инструкторами по дайвингу, мы жили в Югославии и Греции. Там не было ни телевидения, ни даже игрушек – только море, скалы и солнце. Я играл с самыми простыми вещами. Часа два мог возиться с камешками. Моими лучшими друзьями были рыбы. Как глава семьи я стремился также воспитать своих дочерей. Ужасно скучно водить машину, поэтому во время езды я учился рассказывать байки. Они называли мне любых двух животных, и я должен был импровизировать историю. Так продолжалось не один год. Порой мои малыши были безыскусны: «Папа, расскажи нам о бегемоте и моските?» Иногда же просили рассказать такое!
- Не ваши ли дочери вдохновили вас на создание «Артура и минипутов»?
- Лишь косвенно. В «Артуре» речь идет и о том, чтобы дети развивали сознание для понимания других живых существ. Как этот процесс протекает, я учился у моих дочерей. В 4 года дети совсем не воспринимают ближних. Один спокойно сидит и играет, пока другая надрывается от слез. Когда я спросил, последовал ответ: «Ах, она плачет только тогда, когда у нее что-то болит». Это же полнейшее безумие. Только между шестью и семью годами это начинает меняться.
- Знакомите ли вы ваших детей с вашими идеями?
- Нет, потому что дети все находят великолепным. И последний фильм, который они видели, будет всегда самым лучшим. Можно следовать только за своими инстинктами и не ссылаться на то, что это могло бы понравиться публике. Поэтому для своих фильмов я принципиально не делаю предварительные показы.
- То, что было бы обязательно для голливудских картин.
- Но «Артур и минипуты» как раз не голливудская лента. Это не значит, что другие так не думают. Я люблю великое американское кино, я впитал его в себя. Поэтому часть этого есть и в «Артуре». Но американцы всегда хотят смотреть только определенные фильмы, европейцы и азиаты, напротив, гораздо более любопытны к произведениям другого культурного круга. Мой фильм является скорее мешаниной самых различных влияний. Это было уже в «Пятом элементе».
- И со спецэффектами вы справились без помощи американцев?
- Да, все спецэффекты мы снимали в ангаре в Парижском гетто. Это было беспокойное время.
- Вы собираетесь снимать продолжение «Артура». Однако при этом сказали, что никогда больше не станете заниматься режиссурой.
- Да, однако для меня все рассказы об «Артуре» представляются как единый фильм. Таким образом, я не нарушу свою клятву.
- Почему постановка фильмов не доставляет вам больше удовольствия?
- Потому что это сущая мука. Заниматься режиссурой легко, но снимать хорошие фильмы трудно. Ежедневно каждые 20 секунд ты должен отвечать на вопросы: будет ли в пятницу в сцене 12 синяя
- Разве это не захватывает?
- Прежде всего, это тяжко. Когда наступает следующий после съемок этап, тогда возникают другие вопросы, например: какой звук должен издавать меч? или какой звук лучше подходит, «шлинг» или «шлонг», а, может, «шлэнг»? Эти дни оказываются вычеркнутыми из жизни, а ты ничего не получаешь взамен. После «Жанны д'Арк» я встретился с одним из моих лучших друзей, которого долго не видел и спросил его, как поживает его ребенок. «Который из трех?», - переспросил меня он. За это время у него родилось еще двое…
- Стоит ли платить такую цену, чтобы делать большое кино?
- Я еще не закончил свои сетования. Фильм снят, его, наконец, показали и тут появляются критики. Эти кликуши, по крайней мере, во Франции, голосят: «Какое дерьмо. От Бессона нас тошнит».
- Однако вы не хотите совсем уйти из кино?
- Нет, я еще занимаюсь продюсированием. В конце съемочного дня я вижу обессиленного режиссера и спрашиваю его, как будто ничего не произошло: «Ну, как дела? Славный был денек?» Я люблю это дело.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.