Впрочем, победа "Золотого Орла" была во многом очевидна еще в марте. "Ника" практически провалилась - несмотря на усилия Михаила Швыдкого , все общенациональные телеканалы отказались показывать церемонию награждения лауреатов, сочтя ее малоинтересной. И правильно сделали - когда, по просьбе своего друга Швыдкого, "Нику" показал на СТС Александр Роднянский, зрители были в ужасе - такого провального "кинокапустника" они еще не видели.
Юлий Гусман, естественно, обвинил в случившемся Кремль, ФСБ и Никиту Михалкова. Но нетрудно заметить, что эта премия изжила себя сама. Напомним, что появилась она в 1987 году на волне пресловутого Пятого съезда Союза кинематографистов СССР, где позорной травле были подвергнуты классики советского кино - Лев Кулиджанов, Сергей Бондарчук и другие.
Негласными кураторами и съезда, и "Ники" были "архитекторы перестройки" и откровенные русофобы Александр Яковлев и Эдуард Шеварнадзе. Последний, как известно, еще в 1984 году оказал поддержку якобы антисталинистскому фильму Тенгиза Абуладзе "Покаяние". Академия "Ники" на первой же церемонии отблагодарила своих кураторов. Хотя все прекрасно понимали, что с эстетической точки зрения "Покаяние" - это провал Абуладзе по сравнению с такими его шедеврами как "Мольба" и "Древо желания", "Ника" под истерические восторги "перестроечной печати" досталась именно "Покаянию".
С конца 90-х годов "Ника" стала откровенно загнивать. Церемонии превращались в откровенный балаган, где все вертелось вокруг персоны Юлия Гусмана, почему-то считающего себя остроумным и неотразимым. Инициативу с "Золотым Орлом" многие кинематографисты восприняли с интересом и надеждой, сочтя ее не столько интригой Никиты Михалкова, сколько серьезной попыткой создания не шоуменской, а по-настоящему общенациональной и уважаемой премии, соответствующей международным стандартам.
Конечно, к "Золотому Орлу" предъявлялось и предъявляется немало претензий, в чем-то обоснованных. Так, справедливо отмечается нарочитая пафосность мероприятия, влияние приписываемого Михалкову "имперского стиля". Но это нисколько не заслоняет главного - кинематографисты, в особенности, молодые, все больше и больше доверяют "Золотому Орлу". Хотя бы потому, что председателем экспертного совета здесь является человек безупречной репутации и интеллектуал с мировым именем Кирилл Разлогов, в этом году со скандалом покинувший пост программного директора Московского кинофестиваля из-за интриг любимца руководства ФАККа Рената Давлетьярова, который, как выяснилось, не владеет свободно ни одним иностранным языком.
В конце декабря будут объявлены кандидаты в каждой номинации, а победителей огласят на церемонии 27 января. Наибольшую интригу представляет номинация "Лучший фильм года", в финале которой сойдутся пять претендентов.
Наибольшие шансы попасть в финал имеют "Остров", "Живой", "Изображая жертву", "Эйфория" и "Дневной дозор". На наш взгляд, основная борьба развернется между "Живым" и "Островом", что вполне может привести к компромиссной победе "Дневного дозора" - претенциозного и маловменяемого блокбастера, созданного по аналогичного характера прозе Сергея Лукьяненко.
"Эйфория" Ивана Вырыпаева, несмотря на бешеную рекламу, встретила довольно прохладное отношение у зрителей. Репутацию фильма изрядно подпортил скандал с якобы присужденным картине призом Венецианского кинофестиваля за лучший кинодебют. Как пояснил "Правде.Ру" Кирилл Разлогов, молодой "Золотой лев", которым некое студенческое жюри отметило "Эйфорию", является одной из чуть ли не сотни общественных наград, присуждаемых в Венеции. Официальной наградой фестиваля за лучший дебют является приз Донателло, и он "Эйфории" не присуждался.
"Изображая жертву" Кирилла Серебренникова взял вначале гран-при на "Кинотавре", а недавно стал победителем первого Римского кинофестиваля. Обе награды имели двусмысленный характер. Присуждение премий на "Кинотавре" уже давно просится сюжетом в "Фитиль", а на Римском кинофестивале возник скандал, потому что председателя жюри режиссера-гея Этторе Скола обвинили, что все т.н. народное жюри состояло из "голубых", чего Скола отрицать не стал.
Несмотря на это, картина Серебренникова - выдающееся, интригующее и спорное явление, а режиссер блестяще доказал свое умение работать с актерами. Достаточно сравнить игру Анны Михалковой в "Изображая жертву" и ее появление на экране в пресловутой "Связи" Авдотьи Смирновой. Но именно это и снижает шансы фильма Серебренникова - недоброжелатели вполне могут обвинить Никиту Михалкова в том, что он закулисно лоббирует фильмы, где снимаются его родственники.
"Остров" Павла Лунгина для многих стал потрясением. Этого режиссера, давно живущего во Франции, не раз обвиняли в русофобии, в основном за "Луна-парк", "Свадьбу" и документальный фильм о русской эмиграции в Ницце. Предыдущая работа - фильм "Близкие родственники" встретил в основном негативную реакцию у критики.
Обращение Лунгина к метафизике православия сам режиссер объясняет своим трансперсональным опытом последних лет. Его рассуждения о тотальном духовном кризисе современной цивилизации вызывают только уважение - конечно, если они искренни, а не представляют собой рекламный трюк. Впрочем, многие считают, что "Остров" - наиболее значительное по глубине и настроению киноисследование православия со времен легендарного "Императива" Кшиштофа Занусси. И поэтому картина Лунгина обоснованно может претендовать на "Лучший фильм года".
Но такие же основания есть и у мистической драмы Александра Велединского "Живой" , где потрясающе сыграли Андрей и Алексей Чадовы. Нельзя не согласиться с Михаилом Трофименковым, считающим эту картину самым значительным философским осмыслением полного банкротства материализма за последнее десятилетие. По единодушному отзыву критики, "Живой" вызывает у зрителя настоящий катарсис, то есть потрясение и очищение души, как это трактовал Аристотель.
"Живой" имел больший успех у зрителя, прежде всего, молодежи, чем "Остров". Картина стала удивительным примером, как можно совместить глубину мысли и зрелищность - обычно одно обходится без другого. Главная заслуга в этом принадлежит продюсеру Сергею Члиянцу, до "Живого" приятно поразившего публику поддержкой шедевра Киры Муратовой "Настройщик".
В отличие от владельцев "Парадиз" и "Централ Партнершипс", просто вляпавшихся по самое, как говорится, "не балуйся" с омерзительными во всех отношениях " Сволочами " и "Последним бронепоездом", Члиянц, похоже, знает один из принципов цивилизованного успеха - репутация стоит денег, и сиюминутная прибыль от одиозного проекта может обернуться финансовым крахом позже.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.