Не будем повторять те претензии, что целую неделю озвучивали другие СМИ. Упомянем лишь о том, что казаки Дона даже хотели вместе со своим атаманом ехать в Москву и пикетировать «Останкино», чтобы высказать директору Первого канала Константину Эрнсту все, что они думают о нем и о его проекте. Особенно возмутило казачество то, что роль Григория Мелихова исполнил известный во всем мире гей-активист, английский актер Руперт Эверетт.
Конечно, сексуальная ориентация Эверетта – его личное дело, если бы не два «но». Во-первых, Григорий Мелихов – это символ донского казачества и, пожалуй, самый брутальный персонаж литературы ХХ века. Во-вторых, Эверетт – не просто «голубой», а весьма активный борец за легализацию однополых браков, разрешение геям усыновлять детей. Более непотребного конфуза, чем этот, представить трудно.
Предчувствуя неминуемый скандал, Константин Эрнст, Никита Михалков и Ирина Скобцева на пресс-конференции перед премьерой «Тихого Дона» попытались смикшировать ситуацию. Прессе было объявлено, что к началу съемок фильма Руперт Эверетт был почти никому неизвестным английским актером, а о его «голубизне» никто даже не подозревал. Сергей Бондарчук якобы узнал о «голубизне» своего Мелихова в конце съемок, крайне переживал, но ничего поделать уже не мог.
Подобные заявления являются неправдой. Сергей Бондарчук с самого начала работы над «Тихим Доном» не мог не знать, что Руперт Эверетт является геем. Кстати, к тому времени и актером он был довольно известным, причем не только в Европе, но и в Америке. Так, в 1986 году Эверетт вместе с Энтони Делоном и Орнеллой Мути блистал в экранизации романа Маркеса «Хроника объявленной смерти». А чуть позже снялся в Голливуде в нашумевшей мелодраме Андрона Михалкова-Кончаловского «Дуэт для солистки».
А в 1987 году Руперт Эверетт исполнил роль учителя-гея в скандальной картине Джулиано Монтальдо «Очки в золотой оправе». В ней рассказывалось о несчастной судьбе «голубых» при режиме Муссолини, а роль главного гея играл…Филипп Нуаре. Хотя Эверетт играл там латентного гея, догадаться о природе его чувств к герою Нуаре было нетрудно. А после премьеры Эверетт совершил так называемый каминг-аут, то есть публично объявил о своей гомосексуальности, и стал активно бороться за права секс-меньшинств.
Фильм «Очки в золотой оправе» в 1989 году широко шел в советском прокате, а в 1992 году его вообще показали по… Первому каналу. Так что не ведать о «голубизне» Эверетта Сергей Бондарчук и члены его команды «Тихого Дона» просто не могли.
И тут возникает вопрос: почему же великий режиссер согласился с навязанным ему на роль Мелихова Эвереттом? Разве он не понимал, что открытый «голубой» в такой роли вызовет возмущение казачества и всех поклонников романа Шолохова?
Наверное, ответ на этот вопрос стоит искать в событиях двадцатилетней давности – пятом съезде Союза кинематографистов СССР, где гнусной травле были подвергнуты классики советского кино, в первую очередь, Лев Кулиджанов и Сергей Бондарчук. Тогда по наводке «архитекторов перестройки» Яковлева и Шеварнадзе в нашем кино был совершен переворот, а к руководству киносоюзом пришли люди тщеславные и политизированные.
Сегодня, пожалуй, только Сергей Соловьев вспоминает пятый съезд добрым словом, уверяя, что он избавил его от внутреннего цензора и дал свободу творчества. Смешно, но до пятого съезда Соловьеву удалось снять настоящие шедевры, получившие мировое признание, - «Сто дней после детства», «Наследница по прямой», «Чужая Белая и Рябой». То, что он делал после, можно оценить как «Здравствуй, мальчик-бананан!» - и только.
Оболганного, незаслуженно оскорбленного Сергея Бондарчука дорвавшиеся до власти завистники стали вытеснять не только из общественной, но и из культурной жизни. А после августа 1991 года рассчитывать на господдержку ему вообще не стоило. К руководству Госкино пришел небезызвестный Армен Медведев, чьи финансовые симпатии распространялись, в основном, на деятелей типа Александра Атанесяна.
Вот почему «Тихий Дон» Сергея Бондарчука следует считать уникальным в истории мирового кино документом драмы, трагедии великого режиссера, ставшего жертвой клеветы, злобы, конъюнктурного политиканства. И не пора ли поименно назвать тех, кто довел Сергея Бондарчука до такого состояния, когда он был вынужден ради воплощения своего замысла согласиться на настойчивые предложения итальянских спонсоров пригласить на роль Григория Мелехова открытого «голубого»?
Эти вещи настолько очевидны, что их не могли не понимать организаторы провальной премьеры «Тихого Дона» на Первом канале – Михаил Швыдкой, Константин Эрнст, Никита Михалков, Ирина Скобцева, Федор Бондарчук. Допустим, Эрнсту до чрезвычайности нравится Руперт Эверетт – как актер, разумеется. Но неужели Швыдкой и Михалков не понимали, что трагическую неудачу великого режиссера стоило бы, после безусловно оправданной покупки материалов, долго и основательно готовить к выпуску и представить на видео с пояснительными материалами, а не на самом популярном канале? А в итоге получилось так, что все участники проекта, декларируя на словах самые благие намерения, фактически «ославили» Сергея Бондарчука и его память в весьма неприятном виде.
В одном из «Живых журналов» автор пишет, что его дочь после просмотра одной из серий «Тихого Дона» спросила у него: «Папа, а нам в школе не говорили, что Мелехов был нетрадиционной сексуальной ориентации». Увы, но для миллионов молодых зрителей Сергей Бондарчук теперь известен прежде всего по провальной экранизации шолоховского романа. Такие шедевры великого мастера как «Судьба человека», «Война и мир», «Ватерлоо», «Степь», «Они сражались за Родину» им почти неведомы, поскольку на нынешнем телевидении они появляются случайно и крайне редко.
Мы пытались при написании этого материала связаться с руководителем ФАККа Михаилом Швыдким, чтобы получить ответ на давно поставленный нами вопрос: «В каком состоянии находится фильмокопия абсолютного шедевра Бондарчука - фильма «Степь»? Его давно не показывают по телевидению, фильм невозможно найти на видео.
«Михаил Ефимович взял отгул, чтобы принять участие в съемках новогодней программы «Жизнь прекрасна». Он же не может отказать своему другу Саше Роднянскому», - с радостью сообщила нам пресс-секретарь Швыдкого Наталья Уварова. Песни и пляски за нехилые, видимо, гонорары для Швыдкого важнее, чем судьба шедевров нашего кино.
Мы месяц через Департамент общественных связей Первого канала пытаемся получить комментарий Константина Эрнста на простую тему: «Если уж Первый канал решил показывать такой «Тихий Дон», не стоило бы обрамить этот показ классическими, признанными во всем мире картинами мастера?»
«Да почему Эрнст должен что-то объяснять вам? Вы знаете, кто он такой и кто его поддерживает? У нас этот Эверетт вообще скоро ток-шоу будет вести вместе с Эдуардом Бояковым. Что сочтем нужным, то и показываем, а в советчиках мы не нуждаемся!» - заявили нам по телефону в Департаменте общественных связей, директор которого Игорь Буренков безвылазно сидит на каких-то совещаниях. Вынуждены констатировать – непотребство продолжается по полной программе. Кто же защитит память Сергея Бондарчука от «своих» же? Если они на самом деле свои.
Шедеврам Бондарчука угрожает гибель?
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.