Мастер спорта, майор Чингачгук

После объединения Германии главный индеец ГДР Гойко Митич стал вождем всех немецких индейцев. В городке Бад-Зегеберг, где на охотничьих угодьях ежегодно разыгрывается шоу по романам Карла Мая, он скачет верхом на мустанге. Гойко Митич вошел в образ славного вождя Виннету.

Много лун минуло с той поры, как благородный вождь апачей Виннету упал, смертельно раненый, в густые травы бескрайних прерий. Роман Карла Мая «Виннету III», где рассказывалось о смерти героя, увидел свет в 1893 году. Однако некоторые бледнолицые (прежде всего кинопродюсеры и театральные режиссеры) не пожелали за здорово живешь отдавать такого героя ни бренной земле, ни духам предков.

Вождь воинственных апачей обосновался в индейской резервации в тихом уголке на севере Германии – в городке Бад-Зегеберг. Правда, его зовут не Виннету, а Митич, что впрочем, одно и тоже. К тому же он отлично владеет немецким, и вместо кожаной куртки с бахромой носит футбольное трико с цветами немецкого флага – подарок поклонников.

Уже более 40 лет, с 1964 года, когда на экраны вышел первый фильм про индейцев с участием урожденного серба Митича под названием «Олд Шаттерхэнд» (Old Shatterhand), Гойко неразрывно ассоциируется с образом вождя краснокожих. Начиная с 1992 года, он каждое лето участвует в традиционном фестивале Карла Мая. Этим летом Митич-Виннету в тысячный раз зарядил свое серебряное ружье, в тысячный раз выкурил трубку мира и произнес краткую, но яркую речь.

- Голос твой холоден как озеро, покрытое зимой льдом, - декламирует Митич строки из новой постановки по мотивам романа Карла Мая.

Старый советский анекдот, времен дикой популярности на экранах индейской темы, когда пиво и сигареты стоили копейки:

В купе едут три молодые женщины, а на верхней полке притаился невзрачного вида озабоченный кавказец. Одна красотка говорит:

- Эх, я бы сейчас отдалась мастеру спорта!

Вторая товарка, томно потягиваясь:

- А я бы дала военному!

Третья блондинка тут же подхватывает:

- А я бы принадлежала только индейцу…

Тут кавказец спрыгивает с полки и с апломбом говорит:

- Дэвушки, разрэшитэ представится, мастэр спорта, майор Чингачгук!

Актер, каскадер, режиссер и сценарист Гойко Митич (Gojko Mitic) родился 13 июня 1940 г. в сербском городе Лесковац. Его отец Живоин (с ударением на втором слоге), женатый на женщине по имени Тимка, был фермером. Во время Второй мировой войны, пока папаша героически сражался в партизанском отряде, будущий герой вестернов, восточногерманской киностудии ДЕФА, мирно жил в деревне на берегу Моравы. В деревне, где обитали бабушка с дедушкой, была даже школа. В ней Гойко постигал первые азы немецкого языка.

В 20 лет он переезжает в Белград и поступает в институт. Будущий спортивный тренер обладает атлетической фигурой и красивой, чисто мужской внешностью, поэтому его наряду с другими сокурсниками часто приглашают сниматься в массовках. В то время в Югославия стала подлинной Меккой кинематографистов. Здесь на фоне чудных пейзажей и девственного ландшафта, причем за небольшую плату, европейские режиссеры снимали свои боевики.

Первые пробы, образца 1961 года, снятые итальянскими и британскими кинохудожниками, принесли первые шальные деньги и первый успех. Пока только в качестве дублера хилых западноевропейских героев-любовников. Они неплохо смотрелись в постели, но никуда не годились, когда нужно было вскочить в седло или набить морду вражине. По этой причине в 1963 г. Гойко поручают сыграть эпизодическую роль в экранизации романа культового автора приключенческих романов, снятых на берлинской студии «Риалто-Фильм».

Между прочим, заметим, что Карл Май, в отличие от своих коллег по ремеслу, как Майн Рид или Жюль Верн, не пользовался успехом в СССР. Партийные идеологи наложили строгий запрет на его безыскусные творения по причине того, что этого автора до дыр зачитывал бесноватый Адольф Гитлер.

Продюсер фильма «Среди коршунов» Хорст Вендландт что-то усмотрел в статной фигуре молодого серба и предложил ему небольшую роль. В титрах же значилось Georg Mitic – то ли Георг Митич, то ли Джордж Митич.

Сейчас Гойко Митичу стукнуло 66 лет. Он по-прежнему очень хорош в седле. «Для меня конная прогулка все равно, что кому-то проехаться на велосипеде», - говорит старый «вождь». «Пару лет я еще вытерплю, но мне хочется уйти с арены непобежденным». Свидетели говорят, что Митич на пешей прогулке выделывает такие кренделя, как на футбольном поле бразильский нападающий Роналдо в критические дни.

Вождь всех индейцев Германии - серб Гойко Митич
Вождь всех индейцев Германии - серб Гойко Митич

Когда-то вся Восточная Европа стояла на ушах от гэдэоровского вестерна «Сыновья Большой Медведицы» (1966), где блистал Митич. Шеф правящей в ГДР партии СЕПГ Вальтер Ульбрихт напутствовал тогда новичка и благословил его на новые киноподвиги. Через два года Митич уже в штате восточногерманской киностудии. Он успешно снимается в степях Монголии, В горах Кавказа и на острове Куба. Его любят женщины и им восхищаются подростки.

- Публике нравился я, а не система, - говорит теперь Митич. – У меня был югославский паспорт, и я в любой момент мог уехать в Западный Берлин. Но сделай я это, кое-кто бы даже не почесался.

После воссоединения Германии Митичу крупно повезло. Уходящие советские войска умудрились прихватить его шикарный «Мерс». Не помогла даже дружбас главкомом ЗГВ, к которому он примчался в его штаб-квартиру в Вюнсдорфе. Как мне рассказывали коллеги-переводчики, на просьбу «главного индейца» отыскать среди украденных бесшабашными вояками его авто, советский военный чиновник лишь раскинул руками. Военный транспортный самолет, минуя таможню, благополучно доставил «трофей» на один из подмосковных аэродромов.

В отместку Митич стал снимать скальпы с бледнолицых в реалити-шоу по романам любимого автора фюрера. Известный у нас в доперестроечные времена актер Пьер Брис ( Pierre Brice ), сыгравший роль Виннету в фильме «Сокровище Серебряного озера» и «Виннету – сын Инчу-Чуна», к тому времени состарился и освободил место для своего собрата. Как в спорте – 11 лет разницы – это много.

- Пьер был настоящим вождем и неизменно срывал аплодисменты. Я вынужден был начинать с нуля, - вспоминает Митич, демонстративно отворачиваясь от плаката с изображением бывшего Виннету.

Каждый сезон не менее 260 тысяч зрителей смотрят на гибель славного Виннету. «Здесь взрослые снова становятся детьми», - радостно восклицает режиссер Ноберт Шульце.

- Хватит с меня этих индейцев, - жалуется Гойко. – Этим летом 72 раза погибал Виннету. По четвергам, пятницам, а по субботам даже дважды в день. Не пора ли кончать с этим?

На днях ожидается грандиозное празднество в родном городе нынешнего канцлера Ангелы Меркель, в Темплине. Организаторы планируют устроить подобие шоу Карла Мая. Однако Митича это не вдохновляет.

- Здесь есть настоящий салун, – несколько мечтательно произносит он. – Ну и что? Меня здесь не будет.

Виннету жил, жив и будет жить. Вечных индейцев не бывает, зато есть вечные статисты.

Игорь Буккер

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *
Обсудить