Главная культурная новость последних дней - это то, что Леонардо Ди Каприо, наконец, получил премию "Оскар". Но единственная ли это сенсация 88-й церемонии вручения премии "Оскар"? Об этом Pravda.Ru рассказал известный российский кинокритик Давид Шнейдеров.
- Наверное, вы не будете оспаривать тот факт, что, по крайней мере, у российского зрителя самая главная интрига заключалась в том, дадут ли долгожданный Оскар Леонардо Ди Каприо. И когда это сбылось, по-моему, весь интерес к "Оскару" пропал.
- Вообще меня умиляет страсть российского зрителя к Леонардо Ди Каприо. Но, наверное, это хорошо, когда есть кумиры, когда есть кому поклоняться. Я видел в интернете записи из некоторых американских баров, что там творилось — мама дорогая! Так что, я думаю, не только в нашей стране очень многие юные и не очень юные барышни с облегчением вздохнули, когда Ди Каприо взял в руки золотого дядюшку "Оскара".
- Кроме этого, наверное, есть какие-то еще итоги "Оскара-88"?
- Меня порадовало, что этот "Оскар" был непредсказуем. Много фаворитов оскаровской гонки потерпели поражение. Было очень забавно, когда один "Оскар" за другим начал получать абсолютно коммерческий фильм "Безумный Макс". Это было забавно. Даже человек, которому вручали за анимацию, открыл конверт и сказал: "Безумный Макс". Когда все захохотали, он сказал, что я так пошутил. Но шутка была хорошая, кстати.
Этот "Оскар" отличался действительно некоторым количеством шуток. В отличие от кумира всех представительниц слабого пола Леонардо Ди Каприо, который хоть бы улыбнулся разок.
Вышел надутый своим величием, как пузырь, и начал нести пургу про зеленых. Это было так забавно, ну хоть бы улыбнулся для порядка. Вышел не Иисус Христос, но Будда, разве что живота не хватало.
- Может быть, было достаточно того, что комик вел саму церемонию?
- Всегда комики ведут церемонии, потому что иначе люди за четыре часа сойдут с ума от скуки. На этот раз Крис Рок шутил, в основном, на тему расизма.
- Не только по поводу украинской ленты.
- Много шуток было про черных актеров. Хотя мне кажется, что лучшая шутка была у сэра Иэна Маккеллена. Когда Джада Пинкетт-Смит, в глубине души обидевшаяся за Уилла Смита, которого не номинировали, заявила, что все вокруг расисты и падлы, и почему среди номинантов нет афроамериканцев, на что сэр Иэн Маккеллен сказал, что глубоко протестует, что среди номинантов нет открытых геев и лесбиянок.
Это была достойная шутка с чисто английским юмором. Но вообще, конечно, странная ситуация. Ну не было хороших ролей у афроамериканцев, и что теперь. Тут другое - действительно нужно реформировать американскую киноакадемию, потому что ее возраст достиг среднего возраста политбюро ЦК КПСС. Там примерно происходит то же самое.
- Сколько там примерно человек?
- Более 5 тысяч. И большинство не сильно молодые. Что-то нужно делать, потому что уже все застыло. Первая неожиданность это шесть "Оскаров" "Безумному Максу". Я думаю, что в страшном сне они не могли себе представить, что им столько "Оскаров" посыпется.
Вторая неожиданность — это лучшая женская роль. Все ее прочили Кейт Бланшет. Во-первых, Кейт Бланшет хорошая актриса, во-вторых, она играет лесбиянку. Вроде все складывается. Так нет же, дали юной девушке. Но это хорошо, потому что все-таки свежая струя.
И главная сенсация — это главный "Оскар". Потому что все говорили о борьбе между "Выжившим" и "Игрой на понижение". А тут американская киноакадемия совершила неожиданный поступок, отдав главный "Оскар" остро социальному фильму. Мне это слегка напомнило ситуацию, когда на "Оскар" претендовал "Аватар". Он претендовал во всех номинациях, и он отхватывал все технические номинации одну за другой, а главный "Оскар" ушел фильму Кэтрин Бигелоу про операцию "Буря в пустыне" — "Повелитель бури".
Оригинальное название - The Hurt Locker. Очень жаль, что российские прокатчики исказили смысл названия, потому что Hurt Locker - "сундук боли". Это сундук, в котором вещи погибшего солдата отправляют его родным. У главного героя был свой Hurt Locker, в котором лежали взрыватели от обезвреженных мин.
Тогда это было про войну в Ираке, а сейчас про скандал в католической церкви. То есть, академия выбирает остро проблемное кино. Потому что проблема педофилии - это проблема для всех стран мира.
- Официоз Ватикана L'Osservatore Romano высоко оценил этот фильм. Сказали, что в короткой ленте всего не укажешь, но в целом они оценили и признали, что это действительно проблема.
- Отдали остро социальному фильму, подняли эту проблему, заострили. Это хорошо.
- А что с российскими лентами? Анимационная, которая хоть и попала, но не победила, и фильм Михалкова, который вообще не попал в короткий лист?
- Анимационная лента — этим надо гордиться, что попала в номинацию. Не просто в шорт-лист, а в номинацию. Это очень престижно. И если бы Константин Бронзит был бы американским аниматором, то после этого он получил бы гораздо больше денег на свой следующий проект. Потому что даже номинация на "Оскар" — это для финансистов сигнал, что этот человек снимает очень хорошее кино. А он три года не мог получить финансирование этого фильма. Оставим это на совести министерства культуры.
Я прочитал любопытнейшую цифру. За январь и февраль российское кино принесло убытки в 42 миллиона долларов. За два месяца. Из наших с вами карманов, между прочим.
Бронзита Костю я поздравляю! Это огромный успех для нашей анимации. И я надеюсь, что господин Мединский в следующий раз не будет тянуть три года с финансированием картин Константина Бронзита.
Что касается "Солнечного удара", то у него шансов не было изначально. Фильм, который провалился в прокате, бог бы с ним. "Оскар" — это не приз зрительских симпатий. Фильм провалился. Фильм не получил практически ни одной хорошей рецензии: ни наших критиков, ни западных. И он был вне тренда, потому что все равно на "Оскаре" есть тренд.
- Вы считаете, что шансы у нашего кинематографа, хоть художественного, документального или анимационного, они есть?
- Конечно. "Оскар" политизирован. Я, честно говоря, с испугом ждал, когда они говорили о документальном кино. Я боялся, что именно в угоду политическим соображениям отдадут "Оскар" фильму про Майдан. Я видел отрывки. Это кино эмоциональное, но, с точки зрения документального кино, это не лучший фильм.
- А французский фильм на эту тему?
- Французский лучше, он качественнее.
- Давайте поговорим о художественных достоинствах фильмов, которые академики выбрали.
- На мой взгляд, шедевров в этом году не было. Мне кажется, "Аватар" — это шедевр. В плане изумительного сценария, очень любопытной человеческой идеи, провокационности, блистательного исполнения, совершенно фантастических эффектов. "Аватар" сдвинул не только кино, но и компьютерные технологии. Многие программы были сделаны для "Аватара" специально.
Здесь шедевров не было. Мой фаворит был "Игра на понижение". Кстати, тоже симптоматично, что академикам пришлось выбирать между очень жесткой историей о собственном кризисе (очень жесткой и очень беспощадной — в этом фильме очень хорошо показано, как люди заработали и как они отчасти сделали этот кризис, сделали собственноручно; мы виноваты сами, у нас были такие ушлые пацаны, которые заработали огромные деньги на кризисе) и историей про католиков.
- Фильм предыдущий с Ди Каприо "Волк с Уолл-стрит" примерно на эту тему.
- Да, они на одну тему. Мне кажется, что американские киноакадемики испугались отмечать "Волк с Уолл-стрит". Мартин Скорсезе был уже небожителем. Он уже может снимать, что он хочет и как он хочет. И он настолько безжалостно сказал правду, что все эти киноакадемики испугались. Ведь эти киноакадемики дружат с вполне обеспеченными парнями.
- Все-таки не могу не спросить о фильмах, которые получили "Золотую малину". О них вообще стоит говорить? Аутсайдеры, лузеры, что-то можно о них сказать?
- Иногда в истории этой замечательной, очень смешной премии бывает так, что номинанты и обладатели "Золотой малины" чудно получают "Оскар". Это шутливая премия. Мне очень жаль, что в России нет такой.
- "Калоша"?
- "Калоша" - за худшие достижения в шоу-бизнесе. А вот в премии за худшее кино, я боюсь, у нас было бы слишком много претендентов. Мы бы в претендентах завязли. Опять же "Золотая малина" не зависит от зрительского успеха, потому что приз зрительских симпатий "50 оттенков серого" вполне получил и сборы сделал.
Мне очень жаль, что о другой американской премии вообще не рассказывают в России. За день до "Оскара" вручают премию, которая называется "Независимый дух". Премия, где есть отдельная номинация за фильмы с бюджетом менее 500 тысяч долларов. Это жесткий критерий. Независимость, провокационность сценария, жесточайшая ограниченность гонораров звезд, использование компьютерной графики.
Помните, был фильм "Английский пациент"? Вот он получил и "Независимый дух", и "Оскар". Иногда они совпадают. "Независимый дух" — это премия авторскому кинематографу, настоящему кинематографу Америки. Мы его не видим, но мы, как сумасшедшие, идем на "Боги Египта", которые с грохотом в США провалились, но 140 миллионов бюджет. В Америке в первый уикенд он 14 миллионов собрал. Это катастрофа.
Беседовал и подготовил к публикации
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.