Премьера анимационного фильма японского режиссера Миядзаки Хаяо "Ветер крепчает"

"Ветер крепчает", а мастер - прощается

На экраны российских кинотеатров вышла анимационная картина известного японского режиссера Миядзаки Хаяо "Ветер крепчает". По словам его создателя, этот фильм является его последним творением, после чего маэстро планирует уйти на покой для того, чтобы дать дорогу молодым талантам. Итак, какую же историю хотел рассказать нам Миядзаки на прощание?

Напомню, что в сентябре прошлого года президент студии Ghibli Хосино Кодзи, который представлял новую работу Миядзаки Хаяо "Ветер крепчает" ("Кадзэ татину") на Венецианском кинофестивале, сделал заявление от лица самого мастера японской анимации о том, что эта работа будет его последним творением, после чего он собирается уйти на покой и дать дорогу молодым режиссерам. Чуть позже сам маэстро подтвердил это сообщение на пресс-конференции в Токио. Таким образом, ленту "Ветер крепчает", которая недавно вышла в российский прокат, следует расценивать как некий "прощальный поклон" Миядзаки и своеобразное подведение итогов его 50-летней творческой деятельности (ибо впервые будущий гений японского анимационного кино принял участие в работе над мультфильмом в далеком 1963 году, это была лента "Повесть о сорока семи верных вассалах-псах", где он исполнял обязанности фазовщика, то есть рисовальщика промежуточных кадров).

Читайте также: Взрослые глупости в детских мультфильмах

Итак, какую же историю хотел рассказать нам Миядзаки на прощание? На первый взгляд, картина "Ветер крепчает" представляет собой повествование о начальном этапе жизни легендарного японского конструктора самолетов Хорикоси Дзиро, создателя знаменитого палубного истребителя-моноплана "A6M Зеро" (кстати, именно эти самолеты уже через год после налаживания их серийного производства прикрывали атаку японских бомбардировщиков на Перл-Харбор). Причем этот этап биографии Хорикоси отражен практически с документальной точностью, и, кроме того, режиссеру удалось также до мельчайших делателей воспроизвести картины японской жизни начала ХХ века, на фоне которых и развертывается основное повествование.

В мультипликационном фильме рассказывается, как юный Дзиро, мечтавший водить самолеты, но лишенный этой возможности из-за плохого зрения, постепенно подходил к осуществлению своей мечты — созданию самолета, в котором сочеталась бы быстрота, надежность и красота. И в этом ему помогали не только родственники, друзья и наставники, но и знаменитый итальянский авиаконструктор Джиованни Капрони, который являлся Хорикоси во снах и учил его не отступать от намеченной цели. Именно Капрони сказал мальчику самые главные в его жизни слова о том, что: "Самолет — это мечта".

И вот, после долгих лет поисков, напряженной работы, тяжелых потерь (Сатоми Наоко, возлюбленная Дзиро, умерла от туберкулеза, так и не дождавшись его триумфа) конструктор Хорикоси все-таки создает самолет своей мечты. Однако финал фильма трагичен — действие очередного сна, в котором Дзиро беседует с Капрони, происходит среди обломков многих "Зеро", которых пилоты-камикадзе направили на вражеские суда. Высоко в небе видны белые силуэты самолетов — это эскадрильи погибших летчиков отправляются в свой последний полет в небеса. Дзиро удручен, он видит, к каким последствиям привела его мечта. Однако мудрый Капрони, желая ободрить его, произносит строчку из стихотворения Поля Валери "Кладбище у моря": "Крепчает ветер!… Значит — жить сначала!".

Итак, из всего этого можно заключить, что фильм "Ветер крепчает" повествует о нелегкой судьбе творца, о том, что ему приходится вытерпеть для того, чтобы воплотить свою мечту в жизнь, и о том, что никогда не следует сдаваться, поскольку чтобы не случилось, жизнь все равно продолжается. Ну, а это, как вы понимаете, достаточно общая, хотя и вечная тема. Однако, почему же многие критики посчитали, что в этот раз Миядзаки Хайяо снял автобиографическую картину? Ведь вроде бы его судьба была совсем другой, совершенно не пересекающийся с таковой Хорикоси Дзиро? Это действительно так, однако, если присмотреться внимательнее, то станет ясно, что на самом деле история Хорикоси — это лишь внешний, самый поверхностный пласт мультфильма. А если копнуть поглубже, то мы увидим, что эта картина на самом деле рассказывает о творческом пути самого маэстро.

Вообще, тема самолетов всегда была близка режиссеру, потому что его отец, Миядзаки Кацудзи, был директором авиационного завода, производившего крылья для истребителей (кстати, в мультфильме Хорикоси в основном трудится над новой формой крыла своего самолета-мечты). Наверное, именно поэтому с него был срисован директор КБ, где работает Дзиро, господин Хаттори — внешне он очень похож на старшего Миядзаки. Кроме того, мать будущего гения японской анимации долгое время страдала от туберкулеза — точь-в-точь, как Наоко, возлюбленная Дзиро (и опять-таки, внешне она очень похожа на мать режиссера в молодости).

Ну, а сам Хорикоси — просто копия режиссера мультфильма в молодые годы, и даже панамку он носит такого же фасона, которые любит Миядзаки Хаяо (кстати, реальный Хорикоси не носил подобных головных уборов, предпочитая фуражки). А наставник юного гения самолетостроения господин Курокава, как две капли воды похож на коллегу автора картины и соратника по студии Ghibli Такахату Исао, который, кстати, в свое время позвал туда Миядзаки после того, как тот оказался без работы — также, как это сделал Курокава в отношении Хорикоси. Как видите, в мультфильме действительно очень много намеков на эпизоды биографии самого Миядзаки, связанные с его детством, началом творческого пути и эпохой первых успехов студии Ghibli — места, где режиссер смог осуществить свою мечту.

Однако кроме моментов из реальной биографии Миядзаки, картина "Ветер крепчает" наполнена умело вставленными цитатами из предыдущих работ мастера. Так, уже упоминавшаяся эскадрилья погибших пилотов заставляет вспомнить таковую из мультфильма "Порко Россо" ("Курэнай-но бута", 1992 год). Сестра Дзиро, упрямая и искренняя Кае, очень похожа на очаровательную и любопытную хулиганку Мэй из ленты "Мой сосед Тоторо" ("Тонари-но Тоторо", 1988 год). Огромное облако в виде башни, проплывающее над аэродромом во время испытаний нового самолета Дзиро заставляет вспомнить аналогичное из мультфильма "Небесный замок Лапута" ("Тэнку-но сиро Рапюта", 1986 год), а сцена токийского землетрясения 1924 года отсылает нас к очень похожим эпизодам сериала "Конан — мальчик из будущего" ("Мирай сенэн Конан", 1978 год) — режиссерскому дебюту Миядзаки.

Итак, как видите, "Ветер крепчает" действительно в чем-то является подведением итогов пятидесятилетнего творческого пути мастера — в этой картине он в мягкой и ненавязчивой форме представил зрителю все то лучшее, что ему удалось сделать за все годы. "Творческая жизнь художника составляет десять лет, после чего стоит подумать о том, чего же ты смог добиться за эти годы" — говорит один из персонажей картины, мудрый авиаконструктор Капрони. И хотя творческая жизнь самого Миядзаки оказалась в пять раз длиннее этого срока, все равно время подводить итоги пришло и для него — что он и сделал, причем весьма успешно.

Впрочем, некоторые поклонники творчества великого режиссера сомневаются в том, что на этот раз его решение окончательно — ведь в 1997 году Миядзаки уже называл "Принцессу Мононоке" ("Мононокэ-химэ") своим последним полнометражным фильмом и даже на какое-то время действительно покинул Ghibli "для того, чтобы, по его словам:"…дать дорогу молодым талантам". Однако уже через год режиссер снова вернулся к своей работе и подарил зрителям несколько великолепных работ, таких как "Унесенных призраками" ("Сэн то Тихиро-но камикакуси", 2001 год), "Ходячий замок Хаула" ("Хауру-но угоку сиро, 2004 год), "Рыбка Поньо на утесе" ("Гакэ-но уэ-но Поне", 2008 год). Возможно, рассуждают они, что и на этот раз Миядзаки не оставит мультипликацию и через какое-то время вернется и порадует всех новым шедевром.

Читайте также: "Сарила": анимационный тур в мир предков

Может быть, именно так и будет, однако лично мне кажется, что на этот раз режиссер все-таки действительно попрощался со зрителями — уж очень картина "Ветер крепчает" напоминает тот самый "прощальный поклон". И это прощание, несмотря на ноту грусти, было радостным и оптимистичным — режиссер, открывший целую эпоху в истории анимационного кино, напомнил своим поклонникам о том, чтобы не случилось, жизнь все-таки продолжается, и она прекрасна. И, раз ветер крепчает, то есть шанс начать ее с чистого листа…

 

Автор Антон Евсеев
Антон Евсеев — зоолог, корреспондент, позже редактор отдела науки Правды.Р *
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *
Обсудить