Фильм Дмитрия Тюрина "Жажда", который скоро выйдет на экраны российских кинотеатров, хотя и был снят по одноименной повести Алексея Геласимова, совершенно не является очередным кинорассказом о "постчеченском" синдроме. Эта картина затрагивает более глубокую тему — добровольное отчуждение человека от мира, который кажется ему слишком жестоким.
Увы, в последнее время, читая в афишах описания кинократин или смотря их трейлеры, сталкиваешься с тем, что они не дают зрителю адекватного представления о фильме. За примерами далеко ходить не надо, взять хотя бы трейлер к недавно вышедшему на российские экраны фильму Олега Степченко "Вий". Посмотрев его, зритель решит, что эта картина является классическим фильмом ужасов, хотя на самом деле это совсем не так. Впрочем, и другим фильмам в этом отношении тоже не слишком везет — трейлеры и описания часто совершенно скрывают от зрителя достоверную информацию о смысле картины и создают ложные представления о фильме.
Читайте также: Как победить Вия — рецепт от Олега Степченко
Именно поэтому зритель, который прочитает в афише описание фильма Дмитрия Тюрина "Жажда", начинающееся со слов: "Костя, талантливый художник, возвращается из Чечни с обожженным лицом и стойкой обидой на жизнь…", скорее всего, подумает, что эта картина рассказывает о "поствоенном синдроме", то есть, о трудностях, которые испытывают участники войны при адаптации к мирной жизни. И будет совершенно неправ, потому что на самом деле фильм совершенно не об этом — даже несмотря на то, что он является экранизацией популярной книги Андрея Геласимова (кстати, ее автор и написал сценарий для фильма), которая в основном и рассказывает о "чеченской" травме. Однако режиссер сумел рассказать ту же самую историю совсем по другому. В итоге сам факт участия главного героя художника Кости (его роль блестяще исполнил Михаил Грубов, известный отечественному зрителю по картине "Горько!") в чеченской войне как-то отошел на второй план.
Действительно, самих военных сцен в фильме мало, хотя сняты они просто замечательно. Об участии Кости в войне зрителю постоянно напоминает лишь ожоги на левой половине его лица. Но в принципе такой ожог не означает участие в войне, даже в мирное время можно получить подобную травму, причем самыми разными способами. Да и символизирует это изуродованное лицо совсем другое: у главного героя произошел сильный ожег его души, и случилось это задолго до того, как вражеская граната угодила в БТР, в котором Константин перемещался по Грозному на место боевой операции.
Собственно говоря, вся история Кости, которая рассказана в фильме как воспоминания главного героя — это история о том, как жестокий мир методично травмирует психику одаренного и чувствительного подростка, который оказывается совершенно не готов к этому. Первую травму Костя получил тогда, когда из семьи ушел его отец, вторую, когда из архитектурного техникума, где он учился, из-за происков завуча уволился директор, единственный человек, который поддерживал стремление юноши стать художником. Ну и только потом уже случился эпизод на войне, в результате которого ожег души Константина оказался запечатленным на его лице. После этой трагедии художник совершенно отгородился от людей и всего мира, предпочитая глушить боль водкой и давать выход своей тоске, рисуя странных монстров в стиле великого Франсиско Гойи.
Постойте-постойте, кажется, все это уже где-то было — некий герой уже возводил стену между собой и миром в результате травмы, нанесенной ему потерей отца и учителем-негодяем. Точно! Это же история Пинка — главного героя фильма Алана Паркера "The Wall", являющегося великолепной организаций одноименного концептуального альбома группы Pink Floyd (кстати, басист группы, Роджер Уотерс, написавший лирику для этого альбома, тоже, как и Константин, учился в архитектурном колледже). И хотя у Константина, в отличие от Пинка, отец не погиб на войне, а просто покинул семью, для подростка подобное все равно означает потерю самого близкого мужчины в его жизни.
Кроме того, последним "кирпичом в стене" для Пинка стала не война, а измена жены. Но это в принципе ничего не меняет, ведь для начала постройки стены имеет значение не характер душевной травмы, а ее сила. Кроме того, обожженное лицо Константина сильно снизило его шансы на то, что у него вообще когда-нибудь будет жена.
И вот Константин, точно так же, как и Пинк, проводит время в своем узком и полностью отгороженном от внешней реальности мире, изыскивая способы унять боль от душевной раны. Но, если британец Пинк, как мы помним, употреблял для этого наркотики (в том числе и электронные), то Константин, будучи русским до мозга костей, использует более привычное средство — водку. Всем, кто интересуется, почему он "не просыхает", главный герой говорит, что это происходит из-за того, что он испытывает жажду. На первый взгляд может показаться, что это жажда — синоним бегства от реальности, но на самом деле она представляет собой нечто иное. Костя хочет выйти из-за стены и вернуться в мир, поэтому его жажда, как это не парадоксально, является стремлением к нормальной полноценной жизни.
Но возможно ли такое возвращение в принципе? Роджер Уотерс дает на это отрицательный ответ, показывая, что, поскольку мир за стеной остался таким же жестоким, то возвращаться в него просто нет смысла. Ибо мир нанесет душе новые раны, и человеку опять придется окружить себя аналогичной стеной. По мнению одного из участников Pink Floyd, процесс построения и разрушения стены представляет собой замкнутый цикл, и мы вертимся в этом цикле, как белка в колесе, всю свою жизнь. Однако Дмитрий Тюрин не согласился с пессимистическими выводами Уотерса и Паркера, показав, что возвращение возможно, и финал истории может быть светлым и обнадеживающим.
И, как это произошло в свое время со многими из нас, выход их тупика все время был рядом — настолько же близко, сколь близко была с самого начала заветная дверца от длинного носа Буратино. Однако, как мы помним, для того, чтобы понять это, герою философской сказки А. Толстого пришлось совершить путешествие, которое изменило его. Таким путешествие для Константина стали две возникшие проблемы — таинственное исчезновение его фронтового друга и жалобы соседки на то, что ее сын никогда не спит по ночам. Константин начинает поиск решения обоих проблем и чем дальше, тем больше обнаруживает, что этот поиск в первую очередь нужен не тем, с кем случились неприятности, а ему самому…
Итак, фильм "Жажда" Дмитрия Тюрина показывает зрителю, что любое отчуждение можно преодолеть, а мир, на самом деле, не столь жесток и бесчеловечен, как может показаться вначале. Наверное, именно этот оптимистический вариант концовки истории о молодом человеке, который решил отгородиться от всех стеной, и привел к тому, что зрительский рейтинг картины на прошлогоднем фестивале "Кинотавр" превысил таковой победителя фестиваля фильма Александра Велединского "Географ глобус пропил". А замечательная актерская игра Михаила Грубова, Романа Курцына и Алексея Гуськова принесла картине специальный диплом жюри мужскому актерскому ансамблю "За энергию и обаяние". Впрочем, мне кажется, жюри было несправедливо к исполнительницам главных женских ролей — игра Анны Банщиковой и Светланы Смирновой-Марцинкевич тоже бесподобна!
Читайте также: "Географ пропил глобус", а российский зритель — умное кино
Интересно, что "Жажда", которая скоро выйдет в широкий прокат, лишний раз подтверждает гипотезу о том, что в России даже самая изначально пессимистическая история может иметь оптимистический финал. Наверное, это проистекает из каких-то тайных свойств загадочной русской души, а может быть, у нас просто климат такой. В любом случае, прямого ответа на этот вопрос фильм не дает, хотя намеков на правильный ответ в нем множество…
Читайте самое интересное в рубрике "Культура"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.