Рецензия на фильм "Игра в правду"

Игра в правду может обернуться катастрофой

В кинотеатрах России и стран ближнего зарубежья, можно посмотреть фильм "Игра в правду" режиссера Виктора Шамирова. Его драматические комедии трогают и смешат не только персонажей по ту, но и кинозрителей по эту сторону экрана. Последних пока было не так уж много, но зато работы этого режиссера можно увидеть на театральных подмостках всей страны.

Фильм должен напомнить зрителям лучшие образцы советского кино, такие как "Три плюс два" 1963 года, "Афоня" 1975 года, "Старший сын" 1976 года, и даже, пожалуй, "Москва слезам не верит". А, между тем, фильм снят по пьесе французского драматурга Филиппа Лелуша. Спектакль с успехом идет не только во Франции, но, уже семь лет в России.

Три друга, знакомые со студенческой скамьи живут в одном городе и это явно не Москва, а что-то среднее между Новосибирском и Одессой. Какой-то тихий зеленый пригород. Дружеские посиделки в квартире. Можно просто помолчать с друзьями, а можно поприкалываться по части баб, машин и прочего. Болезненные темы интимных отношений "со своей" — прикрыты толстой броней иронии.

Но вот в этой старой-престарой двухкомнатной квартире появляется женщина. То ли эти трое были в нее влюблены, то ли они до сих пор влюблены в воспоминания о своей юности? В растерянности они начинают опасную "игру в правду", сговорившись не врать. Такое уже было например, в фильме Эльдара Рязанова "Ирония судьбы" с героями Андрея Мягкова и Юрия Яковлева.

Этот фильм из тех, в которых действие происходит в одном месте. И как всегда в таких случаях напрашивается словечко "театральность". Однако режиссер фильма вовсе не стремился к театральности, которая ему хорошо знакома, а, наоборот — к достоверности и простоте, отличающим кино от спектакля. Актеры, по словам одного из них, Дмитрия Марьянова, за семь лет работы с этим спектаклем на сцене, подобно собакам Павлова, привыкли к одному способу существования, режиссеру приходилось ломать выработанные стереотипы.

А вот что рассказал о фильме и спектакле Гоша Куценко:

— Тот сценарий, который мы написали и театральная пьеса — это… не совсем разные вещи, но два разных пространства. Съемки мы вспоминаем часто. Это был непростой месяц, пожалуй, самый интересный месяц нашей жизни. Мы его вообще не помним. После съемок начали играть этот спектакль на сцене по-другому. Я ловил себя на том, что делаю паузу, забыв текст, и, вспоминая: как мы снимали эту сцену в фильме? И не могу вспомнить — мы жили в другом мире.

Дело в том, что действие картины захватывает последние 10-15 минут светового дня и потом наступает ночь. Этот переход, так называемый "режим" — и есть изобразительная суть картины. Но создать его в павильонах — тяжелый труд. Там солнце садится в кадре, и мы три недели жили в этом полутемном царстве. Живя в этом сумраке, мы так надоели друг другу, мы и так нервные, нужно еще какие-то тексты правильно произносить, я не понимал задачи режиссера. Пару раз плакал, думая о том, что мне сорок пять лет, и я ничего не могу. Однажды смотрю, кто это рядом? Апексимова!

Но для того, чтобы фильм получился, став в результате маленьким шедевром, в дело включились художник-постановщик Андрей Панкратов и оператор Семен Яковлев. Эти неизвестные герои сделали свое незаметное дело, незаметность которого в данном случае — большой комплемент. Долгий летний вечер — был сооружен в павильоне, фильм снимался зимой, и пришлось, в буквальном смысле слова, осуществлять "закат солнца вручную". Однако все сделано так тонко, что никакой фальши не просматривается.

По словам Куценко, для него эти съемки стали главным творческим событием в жизни. К тому же он причастен к продюсированию этой картины. Он мечтал, чтобы спектакль был экранизирован. Искал партнера, который бы оценил и поддержал, сохранив при этом творческий коллектив. Гоша четыре года приглашал на спектакль друзей продюсеров. Однажды пригласил Тимура Бекмамбетова, который ради этого даже отменил встречу и пришел посмотреть. Актер очень волновался, что маститый продюсер уйдет после первого акта, но тот прислал ему эсэмэску, что он в зале и ему интересно. Куценко с облегчением вздохнул, а после спектакля они пошли в ресторан, сели и все придумали…

Несмотря на бестрепетное отношение к оригинальному тексту наших постановщиков, французский драматург легко узнал на сцене и затем на экране своих героев.

Читайте также: Люк Бессон и Филипп Леллуш сыграли в принца

Но вот что интересно, сразу после выхода в прокат фильма в России к съемкам фильма по этой же пьесе приступили во Франции. Обычно российские кинематографисты снимают ремейки на западные фильмы, в этот раз все по-другому: Люк Бессон вместе с Филипом Лелушем будут снимать кино по следам русских кинематографистов.

Казалось бы, что проще: объединиться и дружно прокатать во Франции российский фильм. Но тут в дело вмешиваются актерские амбиции. Дело в том, что Филипп не только драматург, но еще и актер, играющий на сцене персонажа, воплощенного в российском фильме Гошей Куценко. Можно понять его желание продолжить свой триумф на экране.

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"

Автор Юрий Енцов
Юрий Енцов — журналист, внештатный автор Правды.Ру *
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *
Обсудить