Рецензия на премьеру "Человек из стали"

Обновленный Супермен стал птицей в трико

На экраны российских кинотеатров вышел долгожданный фильм о Супермене "Человек из стали". Режиссером фильма выступил знаменитый режиссер Зак Снайдер. Несмотря на то, что подобное кино снимается по комиксам, все же было ожидание, что картина получится серьезной, интересной, вдумчивой и интригующей — все же Зак Снайдер и его опыт с "Хранителями".

Узнав о том, что за постановку "Человека из стали" взялся режиссер "Хранителей" Зак Снайдер, я с нетерпением начал ждать серьезного фильма о Супермене, но, как потом выяснилось, зря: ну о какой серьезности может идти речь, если главный герой разгуливает в обтягивающем красно-синем трико!

Так почему же я ждал от этого фильма с бюджетом в 250 миллионов долларов чего-то большего, чем просто попкорновую развлекаловку про супергероя? Во-первых, он снят по знаковому персонажу вселенной комиксов DC. Объясняю, что это значит. В США есть две крупнейшие компании, специализирующиеся на книгах комиксов: Marvel и DC Comix. Первая подарила нам "Человека-паука", "Людей Икс", "Железного человека", "Халка" и еще много чего. Главные "звезды" второй — Бэтмен и Супермен. В целом Marvel считается более развлекательной, а DC — серьезной, с большим количеством драм, слез и противоречивых концовок.

В экранизациях комиксов это тоже в той или иной степени можно проследить: очень многим пришлась по душе интерпретация Бэтмена от Кристофера Нолана (выступившего продюсером "Человека из стали"), который выбрал наиболее серьезную серию и создал мрачную нуарную драму, в которой, кажется, вообще нет светлых тонов. После такого Бэтмена душа просто требует чьей-нибудь попытки сделать то же самое с Суперменом, тем более что удачных экранизаций о нем еще не было.

Во-вторых, за дело взялся Зак Снайдер, сделавший "Хранителей" — один из самых глубоких и неожиданных фильмов по комиксам, когда-либо снятых. Во многом все величие этой экранизации (воспринятое, кстати, далеко не всеми) продиктовано сюжетом первоначальной истории: супергерои действуют во времена холодной войны, и происходящее неразрывно связано с напряженной политикой тех времен. Однако в любом случае Зак Снайдер продемонстрировал то, на что он способен в качестве режиссера, и даже несмотря на дальнейший провал в виде "Запрещенного приема", удачной (и повторюсь, серьезной) экранизации фильма о Супермене ждали многие.

Однако "Человек из стали" (Man of steel) получился именно таким, каким может получиться высокобюджетный фильм о герое в красно-синем трико, которого "вообще нельзя убить" — шумным, масштабным и пустым.

Читайте также: Ирония судьбы, или Руки прочь от киноклассики

Кто-то, вероятно, не знает истории, которая скрывается за самым старым персонажем в истории комиксов, поэтому вкратце расскажу ее: будущий Супермен рождается на планете Криптон, которая находится под угрозой полного уничтожения из-за того, что мудрые правители планеты решили добывать ресурсы из ее ядра. Примечательно, что это первый малыш, рожденный на Криптоне естественным образом: в течение долгого времени дети здесь рождались искусственным путем, и каждому с самого начала приписывалась определенная цель, от которой он или она не могли отклониться.

Отец мальчика Джор Эл (Рассел Кроу) решает отправить его на Землю, сочтя планету вполне пригодной для жизни, но перед этим выкрадывает так называемый Кодекс — нечто, от чего зависит рождение всех криптонцев и что и делает Супермена неуязвимым после того, как Джор Эл вживляет его в сына (по идее его можно убить только с помощью металла криптонита, которого нет в таблице Менделеева). Это очень не нравится главному злодею фильма генералу Зоду (Майкл Шеннон), который, несмотря на неминуемое тотальное уничтожение собственной планеты, совершает мятеж против "предателей и глупых правителей, обрекших эту планету на гибель". Многие критики, говоря о Зоде, описывают его как двоякого персонажа, который является патриотом Криптона. На самом деле он, конечно же, типичный апологет национал-социализма, который и из криптонцев-то хотел оставить избранных, так что уж говорить о том, что он приготовил для землян.

Так или иначе, юный неуязвимый криптонец оказывается на Земле, где его находит фермер из Канзаса Джонатан Кент, сыгранный актером Кевином Костнером. Ставший землянином криптонец получает имя Кларк, и, взрослея на Земле, испытывает сначала серьезнейшие проблемы с акклиматизацией, а позже и с тем, что он неуязвимый и самый сильный.

Первая половина фильма — это вообще полный хаос и несуразица. Да, нам пытаются показать противоречивость натуры Супермена, то, как он одновременно очень далек и запредельно близок в отношениях со своими земными отцом и матерью, которые, похоже, сами не знают, чего им хочется больше — чтобы он использовал свою силу или чтобы скрывал ее. Это еще можно расценивать как не слишком удачно смонтированную претензию на серьезность. Однако благодаря как минимум трем знаковым моментам, эта попытка быстро превращается в фарс. Первый момент связан исключительно с русским менталитетом. Я берег это до настоящего момента, а теперь могу раскрыть карты (тем, кто ничего не знает о вселенной Супермена): имя, которое нашему супекриптонцу дали при рождении — Кал. Казалось бы, что за детский сад — ну Кал, что тут такого. Однако даже многоуважаемые господа обозреватели во время кинопросмотра бурно гоготали, услышав фразы вроде "Я твой отец, Кал" или "Кал? Это мое имя?". Как вы понимаете, после этого рассчитывать на что-то уже не приходится — можно смело доставать попкорн и газировку.

Да, конечно, этот момент актуален только для российских реалий. Но эпизод, когда мускулистый Кларк находит в космическом корабле на острове Элсмир тот самый злосчастный костюм, а призрак отца убеждает его служить этому миру, актуален для всего киночеловечества. Кларк надевает костюм, тут же почему-то становится причесанным и бритым, начинает летать и скакать и… все. Это конец. После этого остается надеяться лишь на спецэффекты и динамичность действия. Никакой драмы точно не будет.

Читайте также: Место под соснами Дерека Сиенфрэнса

Несколько слов об актерской игре. Супермен получился колоритным: девочки-фанатки "Смолвилля" придут в восторг от обнаженного торса и обтягивающего трико и, наверное, не обратят внимания на странную мимику и нераскрытый характер. Костнер и Кроу здорово справились со своими ролями. Генерал Зод получился образцовым и, пожалуй, слишком картинным злодеем — нацист с безумными глазами, нелепой бородкой и так далее.

Вторая половина "Человека из стали" являет собой сплошные битвы, разрушения и спецэффекты. Разумеется, схлестнуться предстоит Супермену и Зоду — последний для этого дела даже скинет с себя доспехи, словно утверждая: "Смотри, у меня тоже есть обтягивающее трико". Проблема в том, что Зод заявляет о своем желании убить Супермена, но ведь героя нельзя убить! В итоге поединок совершенно неинтересно смотреть, потому что Супермену точно ничего не будет.

Обычно в таких случаях хочется сказать, мол, да, фильм получился несерьезный, банальный, с кучей набивших оскомину дорогих спецэффектов, с сюжетными огрехами, зато про любимого супергероя, с хорошими актерами, но знаете что? Я не буду рекомендовать этот фильм. Да, Супермен — это предтеча и символ всех супергероев современности, но его история слишком банальна, чтобы сделать по ней интересную современную экранизацию.

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"

Автор Борис Стародубцев
Борис Стародубцев — журналист, лингвист, переводчик, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру *
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *