Интервью с народным артистом РФ Евгением Герасимовым

"Под лежачий камень — кино не течет"

Что происходит в современном российском молодом кино? Некоторые начинающие высказывают полную безнадежность и бесперспективность своей профессии. Так ли это? Зачем стране огромное количество кинематографистов, которые ничего не снимают? Специально для "Правды.Ру" на эти вопросы ответил народный артист РФ, депутат Мосгордумы Евгений Герасимов.

В Доме кино прошло совещание, на котором обсуждались проблемы молодых кинематографистов. Это важное мероприятие организовал Молодежный центр Союза кинематографистов РФ. Цель союза — защита интересов молодых кинематографистов, юридическая, информационная поддержка и продвижение студенческого и дебютного кино.

— Евгений Владимирович, вы член попечительского совета Молодежного центра, ваше выступление на совещание в Доме кино дало надежду, наверное, многим режиссерам — выпускникам ВГИКА. Но как вы собираетесь продвигать студенческое, молодое кино, если сегодня даже известные режиссеры годами не могут показать зрителям свои работы?

— Продвигать наше кино можно и нужно. В первую очередь необходимо придумать свою систему проката и заниматься этим профессионально. На совещании прозвучали разумные предложения от молодых кинематографистов, например, договориться с кинопрокатчиками и перед каждым сеансом, к примеру, американских фильмов, на которые валом валит народ, показывать одну-две короткометражки наших дебютантов. Так зритель постепенно будет привыкать к новой волне режиссеров, к такому формату показов. На цене билета это скажется незначительно, потому что основное финансовое бремя ляжет на министерство культуры.

Читайте также: Ольга Кабо: "Жить за границей скучно!"

Продвигать в киносети работы наших молодых режиссеров — это единственный выход спасти современную российскую кинематографию. Никакие фестивали, никакие специальные просмотры в Доме кино не пробудят массовый интерес сегодняшнего зрителя к национальному кино.

— Представляете себе лица прокатчиков, когда они услышат эти предложения?

— Не такие они великие эти прокатчики и с ними вполне можно договориться. Слава Богу, что есть сети "Каро", "Формула", руководят ими вполне разумные люди, которые понимают, что американское кино — хорошо, но живем-то мы в России и нам нужна своя кинопродукция. А как она появится, если ее никто не видит, никто не оценивает? Это предложение уже давно витает в воздухе, на совещание еще раз подняли вопрос, и думаю, что это вскоре он будет решаться на государственном уровне.

Напомню, что раньше в стране была разветвленная сеть кинотеатров. Что произошло потом? Далеко ходить не надо, Москва, кинотеатр "Таджикистан", зайдите внутрь — там сплошной "черкизон". Показов нет, вместо этого идет полным ходом торговля. Думаю, что похожая ситуация остается еще во многих городах.

Потихоньку, но сегодня все меняется, в Москве идет переоборудование зданий, возвращают их кинотеатрам, готовится постановление правительства. Так, и в "Таджикистане" вскоре будет открыт культурно-развлекательный центр с кинотеатром, ежедневными показами российского кино. А знаете, сколько я пробивал это решение?

Что касается показов перед сеансами, то это предложение, как и многие другие, положим на стол в министерство культуры для обсуждения.

— Вы считаете, что уровень короткометражных фильмов достаточно высокий, чтобы показывать массовому зрителю? И второй вопрос, расскажите, пожалуйста, о ситуации, которая сложилась в детском современном кино?

— Уровень короткометражных фильмов будет высоким, если его снимать и показывать на потоке, только тогда из этого что-то можно будет выбрать.

Теперь, о детском кино. Я считаю, что его отсутствие — это огромная проблема в современном российском кинематографе. Мы постоянно обращаемся к сценаристам, режиссерам с просьбой — занимайтесь детским и подростковым кино. В Москве шесть(!) детских кинотеатров, а показывать в них нечего.

Говорю молодым: "Приносите сценарии, будем читать, предлагать продюсерским студиям, предлагать Госкино, выбивать гранты". Вы знаете, как же мало приносят! Какие-то студии снимают детское кино, но пока ничего толкового я не видел.

Нужно иметь особый талант и желание, чтобы заниматься этим сложным направлением. Чтобы возродить старейшую в стране детскую киностудию им. Горького, направить туда финансирование, нужно иметь большое количество детских проектов, а их нет.

Я являюсь председателем жюри международного спортивного фестиваля, мне кажется, что эта тематика крайне важна, а настоящей индустрии спортивного кино у нас также нет.

— На одной из пресс-конференций Карен Шахназаров сказал, что проблема молодых режиссеров в том, что их слишком много. Такое количество невозможно обеспечить работой. Но известно, что ВГИК с каждым годом набирает на платные курсы все больше и больше студентов. Так, где же логика?

— Как бы ВГИК не критиковали — это серьезный, фундаментальный институт кино, который не только продолжает давать все необходимые знания, но и воспитывает молодых людей, помогает им стать личностью. Только сформировавшаяся, грамотная личность способна участвовать и влиять на то, что происходит в кинематографе.

С Шахназаровым я во многом согласен, но… я считаю — пусть не все студенты станут режиссерами и сценаристами, но пусть они станут образованными, творческими людьми. И если из тридцати человек получатся хоть пять такого уровня, как Шахназаров — это замечательно! У ВГИКа уникальный опыт — известных, великих вгиковцев много — Тарковский, Шукшин, Калатозов…

Читайте также: Александр Ширвиндт: Театр - это святое

Я недавно был председателем выпускной комиссии Щукинского училища, актерского факультета, пришел, думал, посмотрю три спектакля, а выяснилось, что их целых шестнадцать. Спрашиваю Александра Ширвиндта: "Куда вы их всех денете?" А он мне ответил: "Ты, знаешь Женя, они все находят работу: кто на телевидении, кто в театре. Было бы желание". Пусть молодое поколение будет благороднее, воспитанее, талантливее нас, только пусть они знают и любят кино, как мы.

— И все таки, когда конкурентов вокруг немного, легче быть увиденным, услышанным, признанным?

— Я сам с детства мечтал быть актером, и когда стал им, все время подвергал сомнению, а имею я на это право? Понимая, что не достаточно жизненного, творческого опыта, долго готовил себя к поступлению на режиссерские курсы. Но всегда знал, что должен бороться и доказывать, что я лучший.

Помню первые гастроли в Новосибирске — все ребята пошли отмечать, "обмывать" премьеру, а я бежал монтировать свои первые студенческие работы. Ситуация мало чем отличалась от сегодняшней, все площадки были забиты известными актерами, для нас, молодых начинающих артистов, места тоже не было. И понимая, что нужно работать, пробиваться любым путем, мы сами делали афиши, учили рассказы юмористов, поэзию и ездили с выступлениями по окраинам.

Я дублировал фильмы, озвучивал мультики, бегал на радио, работал везде, где можно. Творческая профессия всегда субъективна и каждый раз нужно доказывать и себе, и зрителю все заново.

Сегодня молодым режиссерам я говорю: "Не сидите, не ждите манны небесной. Действуйте, снимайте, предлагайте, пробивайте, доказывайте, что вы лучшие, что самые талантливые, а мы, старшее поколение, вам поможет. Под лежачий камень — кино не течет…

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"

Автор Анжела Якубовская
Анжела Якубовская — журналист, сценарист, корреспондент, автор Правды.Ру *
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *