"Идиот": проверка на современность

Мышкины уходят, "Идиот" остается

55 лет назад на экраны вышел фильм, ставший не только ярким событием в истории советского кино, но и совершивший своего рода прорыв в развитии отечественного кинематографа. Экранизация романа Ф.М. Достоевского "Идиот" Ивана Александровича Пырьева, едва выйдя в прокат, сразу вызвала массу споров и заслужила репутацию смелого, дерзкого, новаторского фильма.

Яркий, будоражащий, неоднозначный, драматичный. До сих пор мнения критиков и искусствоведов об этой кинематографической работе расходятся, а вокруг создания фильма и по сей день витает ореол загадочного и таинственного.

Для самого режиссера обращение к творчеству Ф. Достоевского стало важным, этапным периодом жизни. Иван Александрович Пырьев так писал о Достоевском: "Я испытываю давнее и стойкое пристрастие к этому писателю, исключительному и по художественной силе, и по трагической судьбе". То, что почувствовал Пырьев-художник при восприятии романа "Идиот", Пырьев-режиссер хотел передать зрителю. И это ему удалось.

Читайте также: Польская облава на российского зрителя

Работа по подготовке к экранизации была долгой. Сценарий к кинофильму почти десять лет пролежал в столе. Режиссер долго и мучительно искал актера на главную роль. Как известно из истории создании фильма, почти отчаявшись найти нужного исполнителя, Пырьев случайно увидел пробы никому не известного в то время актера театра Юрия Яковлева к фильму Григория Чухрая "Сорок первый". Пырьев (говорят, он даже воскликнул "Вот он, князь Мышкин!") тут же утвердил Юрия Яковлева на главную роль в своем фильме. Это интуитивное режиссерское решение стало стопроцентным попаданием в образ и принесло колоссальный успех как фильму, так и актеру, который сразу после выхода киноромана стал, буквально, суперзвездой отечественного кинематографа.

Князь Мышкин в исполнении Юрия Яковлева — "человек не от мира сего", немыслимо доброе, светлое, чистое и невероятное создание. Мягкий, ранимый, беззащитный и по-детски наивный, он в то же время человек, имеющий крепкий внутренний стержень, который позволяет ему преодолеть многое, оставшись человеком. Этот стержень — совесть. Мышкин в исполнении Яковлева не может пойти против своей совести, совершить низкий поступок. Эта роль сыграна актером так мастерски, с таким надрывом, буквально, на пределе всех человеческих чувств и эмоций.

Здесь немаловажную роль сыграли и новые кинематографические приемы, в частности, крупные планы князя Мышкина (оператор фильма Валентин Павлов). Казалось, что актер смотрит не в камеру, а в душу человеческую.

Не менее удачным оказался и выбор исполнительницы на главную женскую роль. Настасью Филипповну блестяще сыграла актриса Юлия Борисова. Созданный ею образ столь ярок и силен, что до сих пор считается во многом непревзойденным, с точки зрения актёрской игры. Это образ человека "без кожи", человека, безумно страдающего, с обострённым чувством справедливости. Гениальная игра Юлии Борисовой сделала ее героиню невероятно выразительной и запоминающейся.

Читайте также: Георгий Вицин - Гамлет в обличии Труса

До сих пор неизвестно, почему фильм не был закончен. Об этом ходят слухи, распространяются легенды. Возможно, сам мастер по каким-то причинам не был уверен в том, что вторая часть получится не менее сильной, чем первая. Может быть, проблемы, поднятые режиссером, оказались неактуальными для того времени.

Есть и другая версия: невероятный накал страстей, немыслимая сила эмоциональной отдачи, тот надрыв, с которым актеры исполняли свои роли, — всё это и не позволило создателям фильма взяться за вторую часть романа… Ходили слухи даже о нервном истощении актера Юрия Яковлева, приведшего к серьёзным проблемам со здоровьем. Невероятная игра актера Яковлева настолько поразила зрителей, что рождение подобных слухов можно считать закономерным, хотя и ничем не подтвержденным фактом.

Как бы то ни было, а съемки картины были прерваны. Была снята только первая часть — "Настасья Филипповна". Замысел автора фильма не был воплощен в полной мере, что и явилось основой для критических статей. Но, в то же время, было очевидно, что фильм совершал некий прорыв в отечественном кино, словно поднимал его на новую высоту, заставлял по-новому звучать вопросы о смысле человеческого бытия, о жизненных ценностях и приоритетах, о духовности и бездуховности.

Говорят, что эстетика Пырьева чужда современному зрителю, как чужды излишний драматизм, душевные муки, страсти, бушующие в киноромане. Говорят, что и в этой работе слишком силен налет романтизма. Говорят…говорят…говорят… Конечно, всякое мнение имеет свои основания. Но и спустя 55 лет, мы, представители другого поколения, восхищаемся художественной мощью этой работы, удивительной игрой целой плеяды прекрасных русских актеров, которые и благодаря этому фильму стали гордостью российского кино. Среди них: Юрий Яковлев, Юлия Борисова, Никита Подгорный, Вера Пашенная, Николай Пажитнов, Сергей Мартинсон, Леонид Пархоменко, Эммануил Геллер...

Читайте также: Взрослые глупости в детских мультфильмах

Само обращение к классике такого уровня, попытка ее воплощения на экране требует от художника невероятной смелости, самоотдачи, исключительного жизненного и художественного опыта. Только гений может на одном языке говорить с гением. Но каждый гений живет и творит в свою определенную эпоху, которая не только накладывает свой отпечаток на мироощущения творца, но и по-своему отражается в его творениях. Так произошло и с фильмом И. А. Пырьева.

Бесспорно одно: фильм Ивана Александровича Пырьева "Идиот", снятый по одноименному роману Ф. М.Достоевского стал не только классикой кино, но и нашим с вами достоянием, предметом гордости и занял свою собственную нишу в ряду величайших образцов кинематографического искусства.

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"

Автор Кирилл Соколов
Кирилл Соколов — внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *
Обсудить