Картина "Три тополя на Плющихе" была снята в 1967 году режиссером Татьяной Лиозновой, которая теперь больше известна по многосерийному телефильму "Семнадцать мгновений весны". Но простая история мимолетного знакомства мужчины и женщины отчего-то тоже не забывается. Само название стало очень народным и кажется взятым из какой-то забытой песни.
Изначально этот фильм должен был называться, как и рассказ, "Три тополя на Шаболовке". Однако в конце 60-х годов слово "Шаболовка" уже прочно ассоциировалось с телевидением, и это могло ввести зрителя в заблуждение. Ведь в картине про телевидение — ни слова.
Фильм получил призы на нескольких кинофестивалях, но главным призом стала его долговечность. Два года тому назад для очередного показа по телевидению, была сделана цветная версия, ничуть не испортившая картину.
Всего в том году на киностудиях СССР сняли 122 фильма. В том числе такие нашумевшие, как "Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика", "Свадьба в Малиновке", "Вий", "Анна Каренина", "Журналист", "Вертикаль", "Волшебная лампа Аладдина", "Дубравка", "В огне брода нет", "Майор "Вихрь" и некоторые другие, вполне заслуживающие упоминания. Но среди них — не затерялась история о поездке в Москву к снохе деревенской женщины Анны Григорьевны, или Нюры, как ее чаще называли.
Читайте также: "Ку! Кин-дза-дза". Плюк спустился на Землю
Придумал или подглядел историю писатель Александр Борщаговский, любивший сочинять вещи исторические и эпохальные. Но запомнился он любителям литературы как бытописатель. А, быть может, не запомнился бы вовсе, не попадись его рассказ "Три тополя на Шаболовке" молодому режиссеру Танечке Лиозновой. Вообще-то ей было уже за сорок, но она долго пребывала в тени своих учителей, Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Снимала фильмы и ставила спектакли для них и вместе с ними, как например кинокартину "Память сердца" по сценарию Герасимова с Макаровой в главной роли.
Оператором на картине стал Пётр Катаев, который сумел приподнять и романтизировать повествование. Он сын знаменитого одессита, автора "12 стульев" Евгения Петрова, творившего в соавторстве с Ильей Ильфом. Петр снял все фильмы Татьяны Лиозновой, но работал также с такими выдающимися режиссерами как Лев Кулиджанов и Владимир Грамматиков, благодаря его камере дошли до зрителей сценарии Юза Алешковского и Эмиля Брагинского.
Что же еще делает приключение советской крестьянки в Москве почти таким же феерическим как в "Кавказской пленнице", "Свадьбе в Малиновке" и "Вие"? С одной стороны, путешествие в столицу из деревни — в чем-то сродни покорению вершин в "Вертикали" и подвигу майора "Вихря". Надо ехать в незнакомые места, надежно спрятав деньги, пристегнув их булавкой — этот "подвиг" многим знаком и понятен. И герои такие родные, но при этом красивы как боги.
Или, по крайней мере, титаны. Наверное, в жизни любого человека бывает период некоего всемогущества. Но у большинства из нас он, как правило, короток и проходит мало кем замечен, порой даже сам об этом не догадываешься. Актриса Татьяна Доронина пережила свой взлет в середине и второй половине 60-х годов ХХ века. После "Трех тополей" у нее был известнейший фильм "Еще раз про любовь", где Доронина сыграла очаровательную стюардессу, попавшую в руки "демонического" физика Электрона Евдокимова. Она опять снималась с Олегом Ефремовым, в роли платонически влюбленного рыцаря…
Итак, мы видим на экране приехавшую в Москву крестьянку и простого таксиста, хорошо воспитанного и доброжелательного, как многие коренные москвичи. Только он ленинградец по роли. А вот роль крестьянки — сыграла настоящая ленинградка, Татьяна Доронина уже была настоящая театральная прима, покорительница двух столиц. "Таксистом" же стал москвич, и вот уж без всякого преувеличения, титан нашей культуры, актер, режиссер, педагог, театральный деятель, созидатель театров, Олег Николаевич Ефремов, сделавший за полвека своей творческой жизни невероятно много, сыгравший сотни ролей в театре и кино.
Эти двое, конечно же, поделились со своими героями силою своих личностей, своим невероятным актерским обаянием. Зрители ни о чем этом не подозревали, им просто нравилось смотреть на актерский дуэт. На двух добрых людей: он таксист, но не хапуга, она не только сильная, но и нежная русская красавица, мечтательница и поэтесса, но… только во сне.
Небольшой подсказкой в разгадке секрета Нюры — ее яркие сны и песня "Нежность", которую она, вроде как неумело, но очень душевно спела. Песня эта на стихи Сергея Гребенникова и Николая Добронравова написана Александрой Пахмутовой не для этого фильма. Это просто популярная песня тех лет. Было бы странно услышать новую песню в исполнении неизвестной гостьи столицы для простого москвича, когда они сидят в машине под проливным дождем.
Потом долговязый таксист Саша деликатно пригласил ее в кино на восемь вечера. Нюра согласилась, но потом засомневалась. Рванулась к нему в последний момент, и не смогла открыть дверь в городской квартире- сама с перепугу закрылась на замок, услышав звук лифта, а потом забыла. Только объединившая их песня звучит по радио в исполнении теперь уже Майи Кристалинской. Чуть позже даже появилась легенда о том, что на самом деле эта романтическая песня о полете Гагарина и той, что ожидала его на Земле.
Ну что ж горе не беда, вернется Нюра к своим детям, утятам, корове, и к нему — кудрявому красавцу бакенщику, хозяину реки и вообще, хозяину, Грише, в исполнении Вячеслава Шалевича. Ведь сходятся, как известно, противоположности.
Читайте самое интересное в рубрике "Культура"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.