Странный он, этот "Стартрек". Вроде бы речь идет о каких-то невероятных трагедиях и переживаниях. Но, как и в большей части научно-фантастических фильмов и сериалов, все это выглядит невероятно наивно. Впрочем, на этот раз в пучину пошлости Джей Джей Абрамс не свалился. Он, как говорится, прошел по самому ее краю, но так в нее и не упал.
Должен признаться: большая часть по-настоящему знаменитых космических эпопей по какой-то причине прошла мимо меня. Классический сериал "Стар Трек" я не смотрел, равно как и шесть последующих сериалов и почти все фильмы по мотивам. Мимо меня прошел и "Вавилон 5", и более современный и всеми любимый "Светлячок". Да что там, я и классические "Звездные войны" толком не смотрел. А вот первые три эпизода — те, что отсняли последними — знаю очень неплохо (тут фанаты саги о темной и светлой сторонах силы нацеливают на меня свои бластеры).
Читайте также: Зачем Такэси Китано устроил "Беспредел"
Мне прекрасно известно, сколько у франшизы "Стар Трек" есть поклонников, и многие из них, вероятно, считают, что я, как человек сторонний, не имею права писать о новом блокбастере Джея Джея Абрамса. Однако мне есть, что сказать в свою защиту: во-первых, отсутствие чрезмерной эмоциональности позволит мне оценить фильм предельно объективно, во-вторых, "Звездный путь" 2009 года, прямым продолжением которого является предмет нашего обсуждения, мне знаком, и в-третьих, я с детства почему-то неплохо знаком с мистером Споком и знаю, кто такой Леонард Нимой. Ну, и еще нельзя не отметить, что сюжеты последних фильмов являют собой даже не приквел классического сериала, а некую альтернативную реальность. То есть, по сути, попасться на незнании каких-то канонов мне будет сложно.
В фильме "Стар Трек: Возмездие" (название транслитерировали, вероятно, потому, что картина с названием "Звездный путь: Возмездие" давно уже существует) Абрамсу очень эффектно удалось избежать той сахарной пошлости, в пропасть которой он все-таки свалился, снимая предыдущий фильм. Хотя, надо признать, и в этот раз он порой был на грани, но мужественно удержался на краю.
По какой-то причине — возможно, из-за некой детскости всего образа франшизы в целом, которая представлялась мне как некая детская сказка о битве добра и зла ("Ну вот, а еще что-то говорил об объективности!", — скажете вы) — фильм показался мне чересчур наивным. Я, сказать по правде, не могу не сравнивать эту картину со столь любимым мной третьим эпизодом "Звездных войн", который "Месть Ситхов" (фанаты космической саги о джедаях в ярости открывают по мне огонь из бластеров, обвиняя в ереси). Вот уж не подумал бы, в какую кровавую драму Джорд Лукас способен превратить эту сказку (я про "Звездные войны"). Конечно, тогда я был юн и впечатлителен, но это был единственный случай, когда фильм был просмотрен мной в кинотеатре дважды, и оба раза с неподдельным интересом и сопереживанием. Ни до, ни после такого не было ни разу.
А в "Возмездии" драма есть, но она какая-то не драматическая совсем. Много вот этих типичных пафосных речей перед умирающим другом, многозначительных фраз, брошенных перед тем, как уйти, и так далее. Да, я понимаю, что это космическая эпопея, и тут должно быть такое вот словесное геройство. Но на фоне этого все время вспоминается почему-то третья часть "Людей Икс", в которой сценаристы внезапно вырезали чуть ли не половину главных героев-мутантов, но из-за капающего сладкой слюной пафоса фильм провалился.
Сценарий тоже достаточно типичный для таких фильмов: злодей-сверхчеловек начинает мстить всем. Потом, конечно же, выясняется, что черное — это белое, белое — это черное, затем опять все наоборот, а после нашим героям придется сделать сложный выбор, совершить несколько безумств, которые сойдут им с рук, и, конечно, осуществить план, выполнение которого статистические невероятно. В конце еще можно для верности оживить мертвеца. Но не буду расписывать сюжет, эту информацию можно найти в открытых источниках.
Читайте также: Люк Бессон и Филипп Леллуш сыграли в принца
Главное, что есть в "Возмездии" — актеры, и главный козырь Абрамса, которому он должен быть благодарен за то, что этот фильм на голову выше предыдущего — злодей Джон Харрисон, блестяще сыгранный Бенедиктом Камбербэтчем. Этот британец, напомню, добился оглушительной популярности после роли в сериале "Шерлок", и многие из нас с нетерпением ждут его появления в продолжении "Хоббита" — там он сыграл Некроманта.Благодаря своему холодному взгляду, белому, несколько змеиному лицу и тембру голоса хладнокровного убийцы Камбербэтч создал образ, который достоин расположения на одном уровне с Антоном Чигуром, Дартом Вейдером, Фантомасом и другими мастерами жестоких злодеяний. Не зря ведь создатели фильма решили поместить на афишу его одного.
Кстати, пока мы говорим о персонаже Камбербэтча, позволю себе небольшое отступление — дело в том, что где-то к середине фильма выяснилось, что Джон Харрисон — лишь прикрытие, и на самом деле его зовут Хан. В этот момент примерно половина зала встрепенулась. Хан был одним из главных злодеев классического сериала, и судя по всему, создатели фильма до последнего момента скрывали, кот это на самом деле. Это лишь одно из лакомств, брошенных ортодоксальным фанатам серии. Другим таким лакомым кусочком было, несомненно, очередное появление постаревшего Леонарда Нимоя в роли Спока из будущего, который объяснил Споку из настоящего, как тяжело им будет противостоять Хану — видимо, также отсылая к классическому сериалу.
Раз уж мы перешли к Споку, продолжим хвалить "Возмездие" за актеров. Закари Куинто я видел в других ролях и могу с уверенностью констатировать: невозмутимость и безэмоциональность Спока, которой он, будучи уроженцем планеты Вулкан, придерживается как наиболее логичной позиции, смотрится не как отстраненность, а именно что как отменная актерская игра. Особенно хорошо это заметно, когда его человеческая сущность начинает лезть наружу, и он с трудом сдерживает чувства. В целом образ Спока невероятно притягателен: умеющий скрывать эмоции мужчина, который внутри на самом деле накапливает страшную бурю, с громом и молниями, при этом невероятно умный, но и в единоборствах не последний человек.
Саймон Пегг (инженер Скотти), Антон Ельчин (штурман Чехов) и Карл Урбан (доктор Леонард "Боунз" Маккой) тоже сумели сделать своих персонажей яркими и запоминающимися. Пеггу, будучи одним из самых талантливых британских комиков современности, роли комичных помощников в равной степени удаются как в фильмах с Томом Крузом, так и в космических сагах. А Ельчину, который родился в Ленинграде, но переехал в США совсем маленьким ребенком, специально ставили русский акцент. Результат просто поразительный: на таком плохом и настолько непонятном английском не говорят даже второклассники. Но это неплохо, это наоборот делает ряд ситуаций смешнее, и почти всегда эта смешинка уместна.
Приятно, что в фильме есть действительно неглупый юмор, связанный и с невротической реакцией Скотти на опасность, и с манерой Спока структурировать предложения, и с тем, как Боунз заботится о капитане Кирке. Чего только стоит сцена, где доктор выражается метафорами, а Кирк выходит из себя. А вот уж чье присутствие в фильме действительно непонятно, так это доктора Кэрол Маркус, сыгранного британкой Элис Ив. Не совсем понятно, зачем Абрамс решил ввести в фильм молодую блондинку модельной внешности, никак не влияющую на сюжет, которая позиционируется как умная, но при этом нам как нарочно показывают сцену, где она позирует перед нами в одном нижнем белье. Это неплохо, конечно, но бессмысленно. И даже когда выясняется, что она дочка одного злого адмирала, на сюжет повлиять у нее все равно ну никак не получается.
В любом случае, впечатляющей игры в фильме больше, чем пустой. И вот эта наивность, о которой я сначала отозвался в несколько негативном ключе, очень уместно смотрится в сюжетных линиях, связанных с дружбой главных героев. Современной дружбе именно такой вот наивности не хватает: она исчезает в жизни и в кинематографе появляется все реже. Поэтому "Возмездие" стоит посмотреть хотя бы ради того, чтобы решить лично для себя, на что вы готовы пойти, чтобы, скажем, вытащить друга из жерла извергающего вулкана не лишенной современных технологий планете. То есть фильм чему-то учит, а это уже хорошо. Конечно, часто подобные вещи пропитываются слишком большим количеством сахара — и такой момент тут тоже есть — однако, повторюсь, Абрамс сумел как-то удержаться на краю и не порезаться о лезвие, на котором балансировал.
Говорят, поклонники старого "Стар Трека" к идеям Джея Джея Абрамса относятся прохладно. Однако в конце показа многие аплодировали, и по реакции части публики было ясно: поклонники старой закалки среди них точно были. Скорее всего, уже это можно расценивать как отличную рекомендацию фильму. Так что, резюмируя, можно сказать: "Звездный Путь" не превратился в звездную муть и имеет все шансы на вполне заслуженный успех.
Читайте самое интересное в рубрике "Культура"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.