Фестиваль польских фильмов "Висла" стартовал в Москве

Польская облава на российского зрителя

В апреле 2013 года в Москве проходил VI фестиваль польских фильмов "Висла". В мае показы новых польских кинолент продолжатся в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Калининграде и в других городах России. Фестиваль "Висла" стал ежегодным кинофорумом и является своеобразным ответом на аналогичный фестиваль российских фильмов "Спутник над Польшей", который проводится в ноябре месяце.

Фестиваль представил на суд российской публики 30 лучших польских картин, среди которых игровые, документальные и анимационные работы. К сожалению, большинство фильмов так никогда и не появятся в российском широком прокате, за последние 20 лет лишь немногие полнометражные художественные ленты, произведенные в Польше, удостоились этой возможности.

В последние годы польское кино лишь восстанавливает утраченные в девяностые годы традиции национального кинематографа 50-80-х годов XX века. В те годы блистательные работы режиссеров Анджея Вайды ("Пепел и алмаз", "Пейзаж после битвы", "Человек из мрамора"), Ежи Кавалеровича ("Мать Иоанна от ангелов"), Романа Поланского ("Нож в воде", "Отвращение"), Ежи Сколимовского ("Барьер"), Витольда Лещиньского ("Житие Матеуша"), Кшиштофа Занусси ("Иллюминация"), Анджея Жулавского ("Третья часть ночи", "Обладание"), Тадеуша Конвицкого ("Сальто") вне всякого сомнения обогатили мировой кинематограф.

Из недавних достижений польского кино следует выделить фильмы "Четыре ночи с Анной" и "Необходимое убийство" (отмеченного призом на МКФ в Венеции) режиссера Ежи Сколимовского, а также картину "Мельница и крест" режиссера Леха Маевского. Фильм "Мельница и крест", кинокритики оценивают его как настоящий шедевр визуальной изобразительности, шел в ограниченном российском прокате и собрал постыдно мизерную кассу.

Читайте также: "Спутник" в шестой раз кружит над Польшей

Не часто пропагандирует польское кино и отечественное телевидение, показавшее в прайм-тайм лишь "Катынь" Анджея Вайды и "Малую Москву" Вальдемара Кшистека. Поэтому для большинства любителей польского кино ежегодный фестиваль "Висла" стал единственной возможностью познакомиться с новинками этого развитого европейского кинематографа.

Особым событием нынешнего фестиваля должна была стать ретроспектива видного польского комедиографа Марека Котерского, прошедшая в кинотеатре "Иллюзион". Но вряд ли стала, ибо организаторы фестиваля плохо представляют контингент публики, посещающей фильмы различных ретроспектив. Ведь она более требовательная и образованная, чем рядовой зритель, на которого в основном рассчитаны фильмы этого своеобразного режиссера. Творческий почерк Котерского характеризуется театральностью и тягой к гротеску. В своих лентах "День психа" (2002) и "Порно" (1989) он кропотливо исследует психологию маленького человека, переживающего перманентный экзистенциальный кризис.

В последней по времени ленте "Бабы устроены как-то иначе" (2011) двое эгоистов едут на машине и непрерывно перемалывают косточки всем знакомым женщинам. В их жалких монологах проглядывает мужской шовинизм, который, впрочем, они даже не пытаются прикрыть внешним лоском приличия. Фильм перегружен ненормативной лексикой и явно подпадает под действие нового закона о нецензурной брани, разработанного неистовым ревнителем российской нравственности Станиславом Говорухиным. Жизни неудачников посвящены и другие ленты режиссера Котерского, такие как "Ничего смешного" (1995) и "Мы все Христы" (2006). Эти ленты также можно смело отнести к "чернухе", хотя они и отличаются большей социальной значимостью.

Насуджюри, собранного из кинообозревателей ведущих российских газет, представлено 13 фильмов. Особо выделяется лента "В темноте" знаменитого режиссера Агнешки Холланд (2011), номинированная в прошлом году на "Оскар". Герой этого фильма Леопольд Соха (Роберт Венцкевич) работает в городском коллекторе города Львова, а по совместительству промышляет мелким воровством. Когда фашистские войска в 1941 году оккупируют город, он случайно натыкается на группу евреев, пытающихся избежать отправки из гетто в лагерь. За приличное вознаграждение он прячет их в мрачном лабиринте подземных коммуникаций Львова. Однако циничная деловая сделка постепенно перерастает в долговременную эмоциональную связь. За 14 месяцев борьбы с неумолимой судьбой меняется и наш рискованный герой, начинающий неожиданно для себя испытывать сострадание к несчастным беглецам. В финале прозревший герой гибнет под колесами грузовика освободителей, спасая собственную дочь.

Новаторство этого масштабного произведения заключается в том, что в нем жертвы холокоста показаны без обычного хрестоматийного глянца, чем грешит даже такой знаменитый фильм как "Пианист" Романа Поланского. Фильм "В темноте" снят с пацифистских позиций и поэтому может вызвать неприятие у правоверных патриотов, которые предпочитают не видеть в войне бессмысленный хаос. В Польше "В темноте" неожиданно собрала более миллиона зрителей, у нас же она пока выложена только для пользователей Интернетом и вряд ли попадет даже в ограниченный прокат. К сожалению, этот незаурядный фильм был задвинут организаторами фестиваля на ночной сеанс, что по меньшей мере странно. Возможно, их испугала большая продолжительность этой замечательной ленты, продолжающей славные традиции "Канала" Анджея Вайды.

Читайте также: "Катынь" раздора, киноверсия

Многофигурной фреской оказалась и картина "80 миллионов" режиссера Вальдемара Кшистека, хорошо знакомого россиянам по фильму "Малая Москва", с участием Светланы Ходченковой. В ней скрупулезно воссозданы события осени 1981 года, произошедшие незадолго до объявления коммунистами военного положения в Польше. Активисты независимого профсоюзного движения "Солидарность" решают снять со своего банковского счёта 80 миллионов злотых и спрятать деньги у служителей церкви. Им противостоят сотрудники Службы безопасности и все другие органы власти. Фильм прекрасно передает тревожную атмосферу тех дней. Режиссеру и на этот раз удалось создать полноценные характеры даже рядовых участников этой непримиримой политической конфронтации. И пусть молодым актерам порой не хватает мастеровитости, а предсказуемой фабуле — саспенса (англ. suspense, букв. — беспокойство, тревога ожидания, напряжение — ред.).

Лучшей кинолентой смотра российским жюри признана картина "Облава" режиссера Марцина Кшишталовича, хотя, на мой вкус, она несколько уступает в драматизме близкой ей тематически отечественной картине "В тумане" (2011) режиссера Сергея Лозницы. В центр мрачного повествования об облаве на партизанский отряд помещен капрал Выдра (фактурный Марцин Дороциньский), заброшенный из Лондона в партизанскую ячейку польской Армии Крайова. Позднее, именно подпольщики из Армии Крайова поднимут знаменитое Варшавское восстание против гитлеровцев, в результате которого погибнут 300 тысяч поляков, а город будет превращен в руины. В фильме "Облава" искусно перемешаны эпизоды настоящего и прошлого, но финальный выбор главного героя выглядит не слишком убедительно. Оказывается ему легче казнить бывшего одноклассника, сотрудничающего с немцами, чем наказать молодую женщину, отравившую большинство партизан ради спасения своей младшей сестры из фашистского застенка. Этот фильм режиссер посвятил своему отцу, ставшему прототипом Выдры. Картина "Облава" заслуженно была отмечена "за исключительные художественные качества" на фестивале в Чикаго, операторское искусство Аркадиуша Томяка стоит особого упоминания. Экзистенциальные проблемы, поднятые в фильме "Облава", напоминают о лучших страницах романов писателя Василя Быкова.

Фестиваль закрылся показом новейшей ленты "Во имя…" режиссера Малгожаты Шумовсой, чьи предыдущие работы уже снискали уважение в кинематографической среде. Картина в феврале получила приз "Тедди" на престижном Международной кинофестивале в Берлине за качественное раскрытие болезненной темы нетрадиционной сексуальной ориентации в среде католических священников. Ксендз Адам (Адам Хыра) занят воспитанием трудных подростков в деревенском приходе. Ученики и местные жители его уважают за честность и бескомпромиссность. Но с появлением в группе новичка, блондина с арийской внешностью, всё идет под откос. Один ученик кончает жизнь самоубийством, а сам Адам пытается залить водкой свою сексуальную неудовлетворенность. Фильм поднимает непростые вопросы и пытается дать на них деликатные ответы.

А вот фильм "Ты Бог" об участниках популярной музыкальной группы "Пактофоника", тяготеющей к стилям рэп и хип-хоп, больше говорит о социальном климате в среде рабочей молодежи, чем собственно о музыке. Вскрывая язвы современной попсовой индустрии, режиссер не слишком оригинален и поэтому эта лента вряд ли вызовет повышенный интерес за пределами Польши.

Читайте также: Зачем Такэси Китано устроил "Беспредел"

Картины "Большая любовь" и "Без стыда" органично сочетают молодежную проблематику с эротикой. Но буйные страсти в "Большой любви" приводят к трагическому финалу, ибо классовое неравенство оказывается более весомым аргументом, чем совместимость в постельных игрищах. Александро Хамкало создала запоминающийся образ девушки без комплексов и может сделаться новым сексуальным символом своего поколения.

Наибольшим разочарованием панорамного показа стала драма "Иксъяна", поставленная сыновьями знаменитого режиссера Ежи Сколимовского: Юзефом и Михалом. Эта хаотичная до судорог лента была участницей прошлогоднего международного кинофестиваля в Риме, где, однако, не получила наград. Режиссеры вроде бы используют многоцветную палитру современных кинематографических средств воздействия на зрителя, вступают в полемику с "Фаустом", "Мастером и Маргаритой" и с фильмом Стэнли Кубрика "Широко закрытыми глазами". Но мелькающие, как в калейдоскопе, яркие эпизоды не складываются в убедительное кинополотно, а страдания писателя, якобы убившего в подпитии своего лучшего друга, совсем не трогают. Этот фильм-ребус вызвал недоуменную реакцию даже у большинства продвинутых киноманов.

Если оценивать уровень кинопрограммы полнометражных фильмов, показанной на польском фестивале "Висла", то он оказался ниже, чем был на прошлогоднем, лучшем за все годы фестивале. Неприятно удивило и обилие ненормативной лексики в диалогах персонажей, ею явно злоупотребляют многие польские сценаристы. Зато порадовало жанровое разнообразие и злободневность представленных на кинофестивале "Висла" киноработ. Следует отметить и возросшую активность московского зрителя, который неизменно заполнял кинозалы кинотеатра "Художественный" в течении 11 дней.

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"

Автор Виталий Хабаров
Виталий Хабаров — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *