В 1974 году, когда на экраны Советского Союза вышел фильм Леонида Быкова "В бой идут одни "старики" сама тема Великой Отечественной зрителям немного надоела. Почти три десятилетия прошло с окончания войны, уже распространилось такое благостное состояние в государстве, которое потом назвали "застоем". Все было хорошо, сытно, спокойно, чувствовалась "уверенность в завтрашнем дне". Но при этом было как-то очень скучно. Апофеозом этой официозной скуки вскоре стала брежневская "Малая земля".
Однако на черно-белую картину Леонида Быкова народ повалил валом. Она заняла четвертое место по посещаемости из двухсот фильмов, вышедших на большой экран в том году. А среди них были и очень неплохие ленты, например: "Свой среди чужих, чужой среди своих" Никиты Михалкова, "Калина Красная" Василия Шукшина, "Невероятные приключения итальянцев в России" Эльдара Рязанова. Количество переходило в качество. Застой застоем, но настоящим мастерам кино это не мешало работать. Выпускались, конечно, и скучные фильмы. Особенно этим грешили украинская киностудия. В среде профессионалов тогда ходила шутка: "Бывают фильмы плохие, очень плохие и фильмы Студии имени Довженко".
Читайте также: "Баллада о солдате" как драма о вечном
Сорокашестилетний Леонид Быков начинал как актер. Учился в Харьковском театральном институте — в другие вузы его не взяли, по причине не артистической внешности. Лет десять служил в местном областном драматическом театре. В кино впервые снялся в начале 50-х, и уже вторая роль в фильме 1954 года, "Укротительница тигров" сделала актера Быкова известным.
Еще лет через десять, после таких фильмов, как "Добровольцы" и "Алешкина любовь", Леонид Быков стал сверхпопулярен. С начала 60-х Быков начал снимать кино как режиссер. "В бой идут одни старики" — его четвертый фильм. Он вложил в эту картиру всю свою любовь к авиации, к военным летчикам. Быков сам во время войны хотел пойти в пилоты, но его не взяли из-за юного возраста.
В сценарии нет ничего придуманного. Фильм получился на сто процентов достоверным. Леонид Федорович несколько лет встречался с ветеранами и записывал их воспоминания. Они стали его соавторами, а сам режиссер Быков сыграл главную роль, командира второй эскадрильи капитана Титаренко по прозвищу "Маэстро". Почему-то многих героев Быкова зовут Алексеями.
Сюжет фильма начинается с короткого перерыва в полетах. Самолеты заправляют топливом, летчики заправляются варениками. Командир спрашивает своих подчиненных: заметили ли они что-нибудь? Те ничего не заметили. Оказывается, нужно было заметить то, что летают они над его любимой родиной, Украиной, где особый воздух, трава зеленее, а небо голубее.
Но еще можно понять, что у командира эскадрильи Маэстро — проблемы с ведомым. Пилот "перегорел", потерял кураж, стал бояться смерти. Ведомый готов к тому, что его спишут в пехоту или даже отправят под трибунал. Титаренко с ним поговорил по-человечески, сказав, что со своим страхом он должен как-то справиться сам. Ведь "…человек рождается сам и умирает сам". Сказать-то он это сказал, но при этом все сделал для того, чтобы помочь другу страх преодолеть.
К Маэстро-Быкову поступило пополнение, вчерашние курсанты, а теперь младшие и просто лейтенанты. "Летать не умеют, стрелять тоже пока не умеют, но орлы!!!" "Желторотики", которым очень скоро предстоит стать "стариками" — тем, кто выживет.
Читайте также: "Отец солдата": грузинская легенда мирового уровня
Некоторые получают прозвища. Один летчик спел песню про Смуглянку-молдаванку, и сам стал Смуглянка, его сыграл актер Сергей Подгорный, он так и запомнился по одной этой роли, хотя снялся в нескольких десятках фильмов на украинской киностудии… Другого назвали Ромео, за то, что с первого взгляда влюбился в летчицу из соседнего полка "кукурузников". Влюбленных сыграли узбекский актер Рустам Сагдуллаев и великолепная театральная и киноактриса Евгения Симонова… Третий кузнечиков ловил и был прозван Кузнечиком — звездная роль киевского актера Сергея Иванова. Он играл москвича, его герой умный, интеллигентный, смелый — в те времена считалось, что именно для москвичей это характерно. Иванов снимался и в другой замечательной картине Леонида Быкова "Аты-баты шли солдаты", а также в телефильме Владимира Басова "Дни Турбиных".
Сам Леонид Быков играет строгого командира эскадрильи, но при этом человека легкого. Не удивительно, если вспомнить, что речь идет о музыкальной комедии. Но когда фильм показали легендарному асу, трижды герою Советского Союза Александру Покрышкину, он сквозь слезы сказал: "Всё снято так, как было на войне…". Близость смерти на войне — оттеняет радость жизни.
Техника Макарыча сыграл замечательный комедийный актер Алексей Смирнов, участник войны, кавалер ордена Красной Звезды, двух Орденов Славы и трех медалей. Он у Быкова снялся в одной из редких для него ролей, где смог показать не только свой комический дар, но и возможности драматического актера. Смирнов снимался раньше в комедии Быкова "Зайчик", а на съемках картины "В бой идут одни старики" Алексей Макарович и Леонид Федорович по-настоящему подружились. Когда Быков в 1979 году погиб в автомобильной аварии, Смирнов очень переживал, и в результате его измученное войной сердце не выдержало этой утраты. В Харькове в 2011 году был установлен памятни механику Макарычу.
Читайте самое интересное в рубрике "Культура"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.