Тинто Брасс любит эпатировать публику

Тинто Брасс: "Я вуайерист от природы"

Итальянскому кинорежиссеру и сценаристу Тинто Брассу — 80 лет. Три года назад у него случилось кровоизлияние в мозг, но жизнелюбивый эпатажный маэстро вернулся к активной творческой деятельности и по-прежнему тискает женщин. "Я неравнодушен к женским задницам! По моим фильмам это должно быть видно", — смеясь, признается мэтр мирового кинематографа.

Несколько лет назад он с головой ушел в чисто эротическое кино, а когда-то снял теперь уже культовый фильм о природе власти — "Калигула" и открыто признался в пронацистской эстетике в духе Лени Рифеншталь.

Кинокритики, особенно на родине маэстро, отмечают следующие пять шедевров Тинто Брасса. Вот в такой последовательности: "Ключ" (La Chiave), снятый в 1983 году; "Салон Китти" (Salon Kitty) — 1976 года; "Миранда" (Miranda) — 1985 года; конечно же, принесшую в 1980 году мировую известность режиссеру ленту "Калигула" (Caligola) и раннюю работу 1967 года — "Запыхавшись" (Col Cuore In Gola).

Тинторетто Джованни Брасс (Tintoretto Jovanni Brass) или просто Тинто Брасс — миланец. Правда, иногда кинорежиссер и сценарист говорит, что родители его назвали Джованни и родом он из Венеции. Кстати, этот город фигурирует в качестве места рождения маэстро в итальянской Википедии. Может быть, розыгрыш в стиле мистификатора Феллини? Интересно другое — его бабушка родом из Одессы. Для Тинто она русская, хотя мы то знаем, сколько национальностей вобрала в себя интернациональная "жемчужина у моря"! А героиню для своего фильма одесситку Юлию Маярчук режиссер нашел прямо в неаполитанской пиццерии, потому что у него с ней "общие корни".

Вообще, Брасс любит высказываться на грани фола: откровенно и провокационно. Такой у него стиль. "Есть русские женщины, которые меня очень вдохновляют. Но для меня вдохновение часто между ног", — сказал журналистам Тинто Брасс, когда был гостем российской столицы.

Из Брасса, по его собственному признанию, мог бы получиться художник. Но в отличие от другого художника-неудачника, чья партия пришла к власти в Германии в год рождения будущего режиссера, он не стал заниматься политикой. Тинто Брасс попробовал себя в разных жанрах: от комедии до документалистики.

Читайте также:    Первые 3D-фильмы родом из Третьего рейха  

"Люблю подглядывать. Я вуайерист от природы, — откровенничает режиссер. — Я понял, что не смогу изменить мир, снимая политические фильмы. Все революции приводят к кровопролитию. Сначала должна измениться сущность человека, люди должны дать себе отчет в собственной сексуальности. Я считаю, жизнь -это подавленный секс, и пора его выпустить на волю".

"Калигула" до сих пор остается единственным экспериментом в мировом кинематографе, как фильм о природе власти, снятый средствами эротического кино. С 1983 года, когда вышла картина "Ключ", Брасс полностью посвящает себя теме вуайеризма в кино. Но, не все созданное мэтром вдохновлено романом Альберто Моравиа "Подглядывающий". "Когда я снимаю фильм, то нахожусь в состоянии постоянной эрекции", — лукавит старый эротоман.

"Лицо — это, может быть, лицемерная маска. Люди могут притворяться, могут делать разное выражение лица, могут казаться веселыми, а внутри будут очень грустными. А попка никогда не врет", — продолжая играть роль сладострастного жизнелюба, утверждает Брасс.

Последний по времени фильм Брасса — короткометражная лента "Гостиница Курбе" (Hotel Courbet), показанная в 2009 году на венецианском биеннале Mostra del Cinema. Сценарий написан в соавторстве с Катериной Варци (Caterina Varzi), которую Брасс представляет как свою новую музу и любовницу. Сеньора Варци, в свою очередь утверждает, что ее отношения с маэстро носят характер интеллектуальной дружбы и взаимного уважения. Супруга Брасса, Карла Киприани (Carla Cipriani), на которой он был женат с 1953 года, скончалась в 2006 году.

Ему чужда эстетика Занусси, которого он считает молодцом, но все-таки прежде всего католиком. Ему непонятно противостояние эроса и танатоса, потому что для Тинто нет такой дилеммы плотская любовь и смерть. Римско-католическая церковь запретила Тинто Брассу въезд в государство Ватикан, что атеиста Брасса только веселит. Он предпочитает смотреть и трогать подвижные женские попки, а не лицезреть статичные каменные задницы.

На официальном сайте режиссера сообщается, что на август запланирована премьера долгожданного фильма "Цива, или Остров, которого не было" (Ziva — l'isola che non c'è). Действие фильма разворачивается в 1944 году — в любимую Брассом эпоху, когда он подростком заглядывался на дамские прелести и бордели в Италии еще не закрыли, а они показаны почти во всех его кинолентах.

Недавно зеваки на площади Святого Петра в Ватикане вновь услышали радостный возглас на латинском языке: Habemus papam! - "У нас есть папа!" Пожелаем не только зрителям-католикам при просмотре лент Тинто Брасса еще долгое время восклицать: Habemus Tinto!

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *
Обсудить